Мантра

Добрый день, уважаемые читатели.  У людей, далёких от философии Санатана Дхармы (Индуизма), часто складывается неверное понятие о мантрах. Рассмотрим данный вопрос.djapa

Что такое мантра?

«Ман» — ум, «тра» — сосредоточение, защита. Мантра — это завершённая форма ума.

Беспокойный ум склонен к отвлечению на источники сигналов от органов чувств, но мантра становится для ума защитой. На Востоке мантру называют духовной бронёй.

Мантра – это тело и реальность Иштадэваты (избранного Божества).

Деви Бхагавата Пурана говорит о йоге и мантре:

Благодаря чтению мантры и йоге он удостаивается знания, которым должно обладать. Нет без йоги мантры и нет без мантры йоги. Выполнение обоих является причиной достижения Брахмана. Подобно тому как в доме, наполненном тьмой, горшок виден благодаря светильнику, таким же образом и покрытый Майей Атман благодаря повторению мантры становится доступным.

Человек имеет:

стхула-шарира — грубое материальное смертное тело, состоящее из пищи

сукшма-шарира — тонкое тело, которое состоит в свою очередь из:

  • пранамайя-коши — пранической оболочки (жизненной силы)
  • манамайя-коши — оболочки для ума
  • виджнанамайя-коши — оболочки чистого знания
  • анандамайа-коши — оболочки блаженства

— карана-шарира — причинное тело.

Мантра имеет:

стхула-шарира — грубое тело (мурти, изображения, статуэтки, янтры, чётки и т.д.)

сукшма-шарира — тонкое тело, которое строится посредством произношения и пранаямы

пара-шарира — визуальное тело

линга-шарира — завершённую форму.

Таким образом Иштадэвата реализуется на уровне тела (кайа), на уровне речи (вач) и на уровне ума (манас).

Виды мантр

  1. Махабиджа — Ом. Содержит в себе остальные мантры, как гранит содержит в себе невырезанные статуи.
  2. Биджа — семенные мантры.
  3. Мула — основа (корень) Иштадэваты.
  4. Стотра — гимн восхваление аспектов Иштадэваты.
  5. Сахасранама — 1008 имён Иштадэваты.
  6. Дхьяна — вызывает в уме форму Иштадэваты, его реальность (обитель) и лилы (игры).
  7. Гаятри — мантры, обычно состоящие из 24 слогов.
  8. Кавачи — мантры защиты и устранения препятствий.
  9. Мантры других размеров и назначений.

Винийога

Винийога — руководство по реализации мантры. Содержит обычно следующие части:

  1. Риши — пророк мантры, который её впервые открыл и провозгласил. Например, риши Гаятри-мантры является Вишвамитра.
  2. Стихотворный размер — каким стихотворным размером звучит мантра. Например, гаятри.
  3. Дэвата — покровитель мантры. Например, дэвата Паньчакшара-мантры — Шива.
  4. Биджа — содержат в потенции аспекты реальности. Биджа подобна семени из которой вырастает дерево и даёт плод. Например, биджа Ганапати-мантры слог ГАМ.
  5. Шакти — творческая сила, мощь, динамический аспект Иштадэваты.
  6. Килака (колышек, клин, стержень). Служит запором для сознательной сути, спрятанной в каждой мантре. Для устранения запора следует повторить мантру число раз, которое предписал Гуру.

Методы повторения мантр

Существует четыре метода повторения:

  • вслух — грубый метод
  • шёпотом — тонкий метод
  • в уме — метод завершения
  • аджапа-джапа — джапа без усилия, часто рассматривается как джапа мантр Со-Хам и Хам-Со.

Повторение мантры вслух является фундаментом для повторения шёпотом, которая в свою очередь служит основой для повторения в уме.

Поскольку форма мантры более тонкая и чистая по отношению к телу и уму человека, то повторение вслух очищает грубое тело, шёпотом тонкое тело, в уме завершает форму.

Следует постоянно помнить, что при во время джапы важно произносить каждый слог мантры без искажений.

Мантра и пранаяма

Повторение мантры обычно синхронизируется с дыханием. Одни слоги могут повторяться на вдохе, другие на выдохе. Либо все слоги повторяется на выдохе. Привязка мантры к дыханию заставляет циркулировать её в тонких оболочках. Мантра и повторяющий постепенно становятся одним целым.

Принципы повторения мантры

Методы и принципы повторения мантры передаёт Гуру.

Основными принципами являются:

  • соблюдение ямы и ниямы.
  • повторение ежедневно в одно и тоже время определённого количества мантр.
  • концентрация на Иштадэвате.
  • избегание нечистых мест, мыслей, слов, поступков и вещей.

Дикша

Дикша — это ритуал передачи мантры, во время которой Гуру произносит мантру в правое ухо ученика или другим методом. Во время дикши Гуру помещает мантру в тонкое тело ученика и может забрать его тонкие загрязнения.

Мантра это не просто форма ума, сам Гуру форма мантры!

В садхане (духовной практике) одна мантра считается корневой, а остальные её ответвления. То есть один Иштадэвата считается главным, а остальные его проявления. Подробнее чуть ниже.

Некоторые тексты говорят, что повторять мантру без дикши может быть опасно. Например, в Мантра-биджа-бхидхане сказано:

Всякий, читающий мантры без света, который дарует Гуру, уже в этой жизни потеряет всё, его родители будут болеть, а дети забудут о нём.

Чётки и джапа

Для джапы (повторение мантр) используются чётки, на которые Гуру начитывает передаваемую мантру определённое количество раз. Чётки хранятся в специальном мешочке и достаются только для ежедневной джапы. Чётки нельзя показывать другим людям до того момента, пока мантра не будет реализована. С момента начала джапы, чётки становятся грубым телом Иштадэваты, взгляд других людей будет их загрязнять. Иногда Гуру может давать предписания, что даже сам ученик до реализации мантры не должен смотреть на чётки.

Чёток нельзя касаться ногами, левой рукой, а также указательным и мизинцем правой руки. Они считаются нечистыми. Чётки нельзя заносить в нечистые места, давать смотреть и трогать другим людям, как сказано выше.

Иногда чётки могут носиться на теле, но опять же, это выполняется скрытно, если нет других наставлений от Гуру.

Материал чёток (чётки ещё называют мала) указывает Гуру. Обычно берутся чётки из семян белого лотоса. Для мантр Шивы берут чётки из рудракши. Для мантр Вишну подходят чётки из семян туласи. Для почитания Шакти используются чётки из кристаллов, кости и камней. Либо используется другой материал. Количество бусин в чётках обычно 108 + 1 большая бусина, символизирующая Иштадэвату.

Как повторять мантры?

Чётки вешаются на средний палец правой руки и перебираются к себе большим пальцем. Мизинец и указательный палец правой руки чуть отставляются вперёд. Левая рука ладонью вверх с сомкнутыми указательным и большим пальцами ложится на левое колено. Чтобы чётки не касались пола и ног, для правой руки можно использовать данду (подставка под руку в виде посоха).

После того как отсчитывается 108 повторений (одна мала), чётки переворачиваются и последняя бусина становится первой. То есть при повторении нескольких мал, большая бусина не перешагивается.

Сиддхи

При повторении определённого числа мантр, соблюдения ямы, ниямы и предписаний Гуру, джапа ведёт к реализации мантры и сиддхи — совершенствам Иштадэваты.

У западного человека из литературы часто складывается неправильное мнение, что для реализации мантры нужно всего лишь повторить мантру некое количество раз. По собственному опыту могу сказать, что это далеко от истины. Чтобы действительно чего-то добиться, нужна огромная самодисциплина и ежедневная практика в течение многих лет. Даже один день пропуска в практике может отбросить назад, равно как отбрасывают назад нарушение принципов ямы и ниямы, а также предписаний Гуру.

Упая

Упая означает метод, ускоряющий ту или иную практику. Один Гуру знает одни упаи, другой знает что-то ещё. Упаи могут значительно сократить необходимое число повторений до реализации мантры. Некоторые упаи встречаются в священных писаниях, другие обретаются в экспериментальной практике. Гуру передаёт упаи преданным и старательным ученикам. Экспериментировать с упаями следует с большой осторожностью и только после разрешения Гуру, иначе упаи могут вызвать гнев Иштадэваты.

Распространённые упаи:

  • перестановка слогов в мантре
  • чтение мантры задом наперёд
  • повторение мантры в определённом ритме с дыханием
  • изменение интонации и скорости повторения
  • повторение мантр в священных местах
  • повторение мантр при зажженных свечах и благовониях
  • использование бусин в чётках из разных материалов
  • использование особой подстилки (например, из травы куша)
  • повторение мантр в особых (в том числе тайных) асанах
  • и т.д.

Асана

Для повторения мантр используется устойчивое положение тела — асана. Следует понимать, что асана не просто положение тела, это транспортное средство Иштадэваты, поэтому выбор неправильной асаны может замедлить продвижение в джапе или привести к непредсказуемому результату.

Асаной также является место и коврик, на которых практикуется джапа. Коврик должен предназначаться только джапы, нельзя его использовать для повседневного сидения или давать другим людям (животным). Место для сидения не должно располагаться в нечистых местах, если нет особых предписаний Гуру.

Чакра

Чакра представляет орган тонкого тела. Чакра имеет корень и лепестки, которые связаны со звуками санскрита. Корневые мантры напрямую связаны с сушумной, а лепестковые связаны также с другими нади. Если все мантры изобразить в виде чакры, то главная (корневая или мула) мантра будет в центре, а остальные мантры окружают её словно лепестки. Поэтому важно наибольшее внимание уделять Гуру-мантре, а остальным мантрам согласно предписаниям.

Например, Ом это корневая мантра для Гаятри, а Гаятри лепестковая по отношению к Ом. Тем не менее Гаятри это корневая по отношению к остальным мантрам.

Пурашчарана

Пурашчарана — это ритуал, совершаемый в первую очередь после дикши. Согласно Мантра-йога самхите для обретения сиддх мантру нужно повторить определённое число раз.

Пурашчарана делится на пять частей:

  • 100000 раз (один лакх) повторяется каждый слог мантры, включая:
  • 10000 раз хома — жертвоприношение огню.
  • 1000 раз тарпана — ритуал подношения воды дэвам, мудрецам, и умершим предкам.
  • 100 раз абхишека — очищающее окропление водой.
  • 10 раз брахма-бходжан — ритуальное кормление брахманов.

Для успеха в пурашчаране обычно соблюдается строгая Брахмачарья и другие предписания ямы и ниямы.

В настоящее время пурашчарана совершается не во всех традициях, поскольку некоторые тексты, например, Каливиласа-тантра, утверждают, что такие ритуалы как хома, тарпана, абхишека и даже пурашчарана в целом, не эффективны в Кали-югу. Тем не менее, в некоторых тантрических традициях ритуалы пурашчараны остаются живыми и в наше время, так как Тантры, на авторитет которых они опираются, включают этот ритуал в разряд необходимых для достижения совершенства в практике, предписанной для Кали-юги (которая идёт в настоящий момент).

Мантра и молитва

Является ли мантра молитвой? Мантра состоит из звуков санскрита и выражает реальность. Молитва это обращение в свободной или предписанной форме на языке человека, который её повторяет. Выражает ли молитва реальность? Это большой вопрос.

Тем не менее, существуют мантры на языке, отличном от санскрита и даже на смеси языков. Такие Шабар-мантры обычно составляются теми, кто реализовал Гуру-мантру.

Заключение

Очень часто возникает вопрос, можно ли повторять мантру без передачи? Вопрос сложный и однозначного ответа на него нет.

Тем не менее, реализация мантры подобна постройке дома. Если человек берёт мантру из свободных источников, у него нет её потенции, а также предписаний и знаний упай. Дикша подобно передача огонька от зажжённой свечи к незажжёной. Самостоятельная практика постройки дома (разжигания огня) весьма трудна, особенно когда ум находится в полной темноте. Кроме того, ум может выбрать постройку дома, в котором пребывать некомфортно. Гуру видит ученика и знает какую мантру ему можно передать для гармоничного духовного роста, который в меньшей степени зависит от личных усилий, в большей степени от милости Гуру и выполнения Его предписаний. Поэтому перед каждой джапой и после стоит вспомнить о Гуру и мысленно вознести Ему благодарность, за милость, которую Он проливает на нас. Чем больше мы испытываем благодарности, тем больше милости приходит в нашу жизнь.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика