Аштанга-йога

Добрый день, уважаемые читатели. Йога с позиции западного ума часто рассматривается как комплекс упражнений, поддерживающий физическое здоровье.

Аштанга-йогаТакое понятие, как Фитнес-йога, прижилось не только на Западе, но даже на Востоке сейчас можно записаться в группу к «фитнес-гуру» и получить сертификат фитнес инструктора по хатха-йоге. Насколько всё это далеко от традиционной действительности?

Что такое Аштанга-йога

В переводе с санскрита слово «аштанга» означает — восемь частей (восьмиступенчатая). Разделение йоги на части упоминается в Деви Бхагавата Пуране, в труде Махариши Патанджали «Йога-сутры» и других писаниях Востока.

Изначально йога не подразумевала деление, но древние пророки (риши) разбили её на восемь ступеней для облегчения понимания сущности йоги логическим умом.

Известный современный исследователь и практик Айенгар в своих трудах сравнивает йогу с деревом. Мой Гуру сравнивает йогу с лестницей, а каждую ступеньку с чакрой. Духовный путь подразумевает подъем по лестнице чакр и когда мы достигаем шестой чакры, седьмая раскрывается сама и мы осознаём своё единство с Шивой. Мой ум сравнивает йогу с домом.

В книге «Йога Васиштха» сказано:

Через множество жизней, глупец пробуждается из-за какой-нибудь случайности. До тех пор он продолжает ощущать эту самсару. Когда в его сердце возникает бесстрастие, самсара отступает. Даже не совсем правильная практика йоги разрушает эффекты прошлых грехов. Если человек покидает тело в период практики, он поднимается на небеса и затем рождается в обстоятельствах, способствующих следованию его практике. Скоро он снова начинает подниматься по лестнице йоги.

Деви Бхагавата Пурана говорит об Аштанга-йоге:

Нет йоги ни в небесах, ни на земле, ни в Расатале. Единство между параматмой и дживатмой есть йога — так говорят сведущие в йоге. Известны шесть препятствий, творящих помехи йоге: вожделение, гнев, алчность, заблуждение, гордыня и зависть. Избавившись от них благодаря прохождению ступеней йоги, йогины йоги достигают. Яма, нияма, асана, пранаяма, затем пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи — эти восемь ступеней называются в следовании йоге йогинами.

Дерево йоги

Чтобы посадить дерево, нужно выбрать подходящее место, очистить его от сорняков и камней, выкопать яму. В землю кладётся семя, прикрывается рыхлой землёй. Затем семя поливается водой.

Семя должно прорасти и вырасти в большое дерево. Без ожидания нет возможности получить плод. Только живое семя, терпение и постоянная забота помогут семени вырасти в росток. Стебель делится на две веточки и появляются первые листки. Постепенно росток становится стволом, выпускает ветви, покрытые листвой. Затем дерево цветёт и плодоносит. Созревшие плоды дают семена.

Если взять плохое семя, бросить его в песок и не поливать, то она не прорастёт. Маленькое семя без подходящих условий не станет огромным деревом, способным давать плоды и семена, подобные себе.

Подобный подход должен быть и в отношении собственной сути. Если мы выбрали Гуру, неспособного дать живое семя и метод по превращению его в дерево, мы не получим плодов и не будем способны давать семена тем, кто их попросит, приняв нас в качестве Гуру. Важно не ошибиться в Гуру, поскольку Его может выбрать только сердце, но не ум. Но тем не менее Гуру не будет подниматься по лестнице за учеников, Он уже на вершине и только показывает путь, который прошёл сам.

Аштанга-йога в вопросах без ответов

Как можно объяснить йогу словами? Считаю, что это невозможно. Аштанга-йога это лестница и по мере подъёма словарный запас неизменно тает. Чем выше поднимается сознание по лестнице, тем меньше оно может сказать о йоге что-то логически осмысленное. На последних ступенях йоги слова исчезают, поэтому неудивительно, что известные святые описывают дхьяну или самадхи очень кратко или просто молча улыбаются.

Йога противоречит знанию ума. Чем больше специалист узнаёт о профессии или любимом деле, тем больше он может о нём рассказать. Просветлённый мудрец не похож на серьёзного и умного специалиста, а скорее напоминает ребёнка. Он не сможет «профессионально» объяснить, что такое самадхи. Ведь в самадхи познающий пропадает. На Востоке говорят, что самадхи это убийца ума, убийца времени, убийца двойственности. Но что может вынести из слов логический ум, не имеющий переживания йоги?

Яма

Яма — это принципы самоограничения, для установки контроля над умом и органами действия. Яма относится к первой чакре и гармонизирует элемент земли.

Пять основных ям:

  • Ахимса — ненасилие в отношении себя и других живых существ.
  • Сатья — правдивость.
  • Астея — неприсвоение чужого (неворовство).
  • Брахмачарья — духовное воздержание (контроль над чувственными удовольствиями).
  • Апариграха — свобода от жадности и обладания вещами сверх потребностей.

Из дополнительных ям можно выделить:

  • Кшама — милосердие, прощение, терпение.
  • Дхрити — стойкость.
  • Дайя — сострадание;
  • Митахара — умеренный аппетит и принятие саттвичной пищи.

Яма это фундамент дома и корень дерева. Соблюдение принципов ямы дисциплинирует пять органов действия: руки, ноги, рот, половые органы и органы выделения. Органы чувств загрязняются впечатлениями, желаниями и нечистыми действиями. Органы действия управляют органами чувств и умом. Если ум желает причинить вред, а органы действия отказываются, вред не будет причинён. Поэтому йога начинается с контроля над органами действия.

Нияма

Нияма — это контроль над органами чувств. Нияма относится ко второй чакре и гармонизирует элемент воды.

Пять основных ниям:

  • Шауча — чистота внешняя (чистоплотность) и внутренняя (чистота ума).
  • Сантоша — удовлетворённость (настоящим), скромность, оптимизм.
  • Тапас — пылкое стремление к совершенству.
  • Свадхья — самопознание.
  • Ишвара-пранидхана — самоотдача и принятие Ишвадэваты в качестве единственного идеала и цели в жизни.

Из дополнительных ниям можно выделить:

  • Мати — духовный подъём под руководством Гуру.
  • Джапа — повторение мантр.
  • Астикья — несокрушимая вера.
  • Сиддханта-шравана — изучение священных текстов.
  • Врата — священные обеты.
  • Дана — пожертвование.

Нияма это пол дома и ствол дерева. Принципы ниямы контролируют органы чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.

Асана

Асана —  в грубом смысле это устойчивое положение тела, в тонком это пребывание в сварупе (своей истинной форме). Асана относится к третьей чакре и гармонизирует элемент огня.

Асаной является не только положение тела, но и место, а также коврик (подстилка). К выбору места для практики стоит подходить осознанно, понимая, что практики правой руки будут неэффективны в нечистых местах и наоборот. Все подробности обычно сообщает Гуру в соответствии с традиционным методом.

Асаны это стены, крыша и печь дома, а также ветви дерева. Асаны приводят физические и физиологические функции тела в гармонию с тонким образцом йоги. Как разнообразны по своему виду дома и ветви деревьев, также разнообразны асаны. К освоению асан следует подходить постепенно и осознанно, помня об ахимсе.

В «Йога-сутрах» Махариши Патанджали сказал:

Асана есть неподвижная и удобная поза.

При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном асана достигается.

Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей (Адвайта).

При нахождении в ней практикуется пранаяма, то есть прекращение различения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Пранаяма

Пранаяма — это контроль праны. Пранаяма относится к четвёртой чакре и гармонизирует элемент воздуха. В труде «Хатха-йога Прадипика» сказано:

Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры, так и дыхание постепенно укрощается. Иначе оно убьет практикующего.

Пранаяма это открытые двери, окна и труба в доме, а также листья на дереве.

Посредством пранаямы в асане разжигается внутренний огонь. К пранаяме следует подходить постепенно. Её можно сравнить с постройкой и запуском термоядерного реактора. Любое неосторожное действие или самодеятельность могут стать фатальными. Пранаяма изучается строго под контролем Гуру, который знает метод в совершенстве. Перед тем, как переходить к пранаяме, нужно утвердиться по меньшей мере в основных ямах и ниямах, а также в одной из асан, подходящих под её цели.

В некоторых текстах говорится, что пранаяма без Брахмачарьи может свести с ума. Тонкое понимание пранаямы заключается в том, что её нет в дыхательных упражнениях.

Пранаяма это контролируемая или самопроизвольная остановка дыхания, не зависящая от времени.

По сути, упражнения пранаямы приводят к тому, что остановленное дыхание прекращает колебания ума или вызывает остановку мира.

Деви Бхагавата Пурана говорит о пранаяме:

Сопровождаемая джапой, созерцанием и прочим, пранаяма сагарбхой именуется мудрыми, а несопровождаемая, как вигарбха пранаяма известна. Когда у совершающего её человека на теле пот появляется, это есть низший вид пранаямы. Средний — это когда тело наполняется дрожью, и когда оно поднимается над землёй — высший. Вплоть до достижения высшего вида должна постоянно пранаяма совершаться, так говорится.

Механизм «асана — пранаяма»

С точки зрения логики, связку «асана-пранаяма» можно рассмотреть в виде механизма. Прана, дыхание и тело это три коня, везущие ум. Управление дыханием воздействует на прану, тело и ум. Асаны через тело воздействуют на ум и дыхание. Вы замечали, что в одной асане (при правильном выполнении) дыхание устанавливается в определённом ритме, а в других асанах оно может быть иным? Замечали ли вы, как это воздействует на ум?

Рассмотрим кратко механизм на примере халасаны (позиция плуга). В данной асане раскрывается спина и закрывается живот. Что это означает для праны? Раскрытие «притягивает» прану, а закрытие её «блокирует». Поэтому после халасаны в комплексах обычно выполняются компенсирующие асаны, которые закрывают спину и раскрывают живот, например  бхуджангасана (поза змеи).

Пратьяхара

В статье о четырёх состояниях сознания мы говорили о прятьяе — ментальном образе. Пратьяхара состоит из двух санскритских слов — «пратья» — форма, ментальный образ и «Хара» — одно из имён Шивы. Таким образом пратьяхара это состояние, когда форма Шивы видится во всём. Пратьяхара относится к пятой чакре и гармонизирует элемент пространства.

В «Йога-сутрах» Махариши Патанджали сказал:

При отсутствии связи со объектами, органы чувств следуют внутренней форме сознания — это есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств.

Деви Бхагавата Пурана говорит о пратьяхаре:

Беспрепятственно путешествуют чувства средь предметов чувств. Отведение же их силой от них пратьяхарой именуется.

Пратьяхара это закрытие дверей, окон и трубы в доме, а также кора на дереве. Пратьяхару можно сравнить с черепахой, которая втягивает конечности в панцирь.

Дхарана

Дхарана — это удержание внимания (на объекте или мысли). Дхарана относится к шестой чакре и гармонизирует сознание. Во время дхараны ум тотально концентрируется только на одном (объекте). Дхарана логически следует за пратьяхарой, поскольку удержание внимания невозможно без отвлечения чувств от помех.

Деви Бхагавата Пурана говорит о дхаране:

Удержание жизненного дыхания называется дхараной.

Дхарана это пространство внутри дома и сок дерева. Дхарану характеризует сосредоточение внимания на сути бытия. Пространство присутствует в каждом уголке дома, также как сок присутствует от корня до последнего листика дерева.

Дхьяна

Дхьяна — это непрерывное течение познавания объекта дхараны. Дхьяна относится к бинду.

Деви Бхагавата Пурана говорит о дхьяне:

Сосредоточенным умом, заключённым внутрь сознания, в Атмане Иштадэваты созерцание называется дхьяной.

Дхьяна это внутреннее убранство дома, что делает его пригодным для проживания, а также цветы дерева.

Самадхи

Самадхи — это потеря индивидуальности.

Деви Бхагавата Пурана говорит о самадхи:

Постоянное созерцание единства между дживатмой и параматмой — самадхи называют мудрецы.

Йога Васиштха:

Знание истины – это огонь, сжигающий все надежды и желания, как если бы они были сухой травой – именно это называется самадхи, а вовсе не хранение молчания! Состояние самадхи – вечное блаженство, чистое видение того, что есть, отсутствие чувства эго, недоступность влияниям пар противоположностей, свобода от беспокойства и от желания приобрести или отказаться. С самого момента понимания, состояние самадхи становится в мудром постоянным – и он его никогда не теряет и не прерывает даже на момент. Как время не забывает двигаться, так и мудрец не забывает истины. Как материальный предмет остается навсегда материальным, так и мудрец всегда остается человеком знания.

В полностью завершенном доме нет чего-то, о чём можно сказать, как отдельным от него, пока оно присутствует в нём. Также как нельзя сказать, что у дерева есть отделённые элементы. Можно что-то вынести из дома, отпилить и оторвать от дерева, но пока единство всех частей существует, как сказать, что относится к дому/дереву, а что нет?

Самадхи это присутствие, свет и жизнь в доме, а также плод дерева. Самадхи это горящая свеча, которая может зажигать другие свечи. Это жизнь, плод и семена, которые могут послужить причиной других домов/деревьев.

Органы йоги

Организм не будет функционировать, если не функционируют его органы. От работы одного органа зависит жизнь организма. Попробуйте удалить почки, сердце, печень или мозг. Врачи смогут с помощью аппаратов поддерживать его жизнь, но полноценного функционирования не будет.

Ступени йоги составляют её внутренние органы. Невозможно говорить о каждой ступени, как о чём-то обособленном. Йога это всё в одном, Адвайта.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “Аштанга-йога”

  1. Александр says:

    В книге Друнвало Мельхиседека ,,Древняя тайна цветка жизни» рассказывается как дух создает реальность: Семя жизни — яйцо жизни — дерево жизни — цветок жизни — плод жизни. И все это описывается логическим, мужским способом с помощью ума и сакральной геометрии. Также в книге упоминается, что существует 113 способов медитации или представить что-то. 112 из них мужские, 1 -женский. Почему-то кажется что Йога — это женский взгляд на мир (не с помощью ума), так ли это?

    • Вадим says:

      Йога это объединение противоположностей: низа и верха, зла и добра, иллюзии и реальности, женского и мужского, Шакти и Шивы… В йоге нет понятия «медитация», самое близкое понятие к нему «манана», но оно не отражает сути дхьяны и самадхи. «Ман» это ум, а где в самадхи мысли, где в самадхи ум? )

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru