Шива

Добрый день, уважаемые читатели. Сколько по времени существуют традиции Санатана ДхармыШива, возможно столько же не утихают споры: кто из дэвов главный и наиболее могущественный. Одни почитатели отдают голос за Шиву, другие за один из аватаров Вишну, третьи говорят, что без активного женского начала (Шакти) никто из дэвов не сможет пошевелить и пальцем. Тем не менее, только Шива имеет имя Махадэв, что говорит об особой роли, которое отводили ему мудрецы древности.

Шива и Рудра

Шива занимает в Тримурти место, связанное с разрушением и трансформацией Вселенной. Проявленный мир это иллюзия, в которой индивидуумы воспринимают ложное как истинное, в связи с чем пребывают в состоянии сна, испытывая страдания от собственного невежества. Шива это сила, не просто разрушающая космическую иллюзию спящих индивидуумов, но позволяющая взять её под контроль. То есть намерение Шивы это закон для Пракрити.

В Ведический период Шива отождествляется с Рудрой — одним из двенадцати Адитьев. Рудра живёт в горах, носит одежду из шкуры, а его оружие молния, лук и стрелы. Шива имеет несколько тысяч имён на санскрите. Одно из имён Триямбак, что означает «трёх матерей сын» (земли, воздуха и неба). Во время пахтания океана дэвами и асурами появился ужасный яд, который выпил Шива, отчего у него посинело горло, поэтому одно из имён Шивы — Нилакантха (Синешеий). По разным данным Шива имеет от пяти до десяти ликов, которые могут звучать в писаниях по разному, например: Садьйоджата, Вамадэва, Татпуруша, Агхора и Ишана.

Рудра это воплощение огня и гнева. Если нарушаются данные им предписания, Рудра принимает гневную форму и могут прийти великие катаклизмы. Чтобы умилостивить Рудру существуют ритуалы поклонения (в особенности абхишека) и гимны, например в Ригведе: «не уничтожай в гневе наш скот, детей, родных и близких». В благой форме Рудру просят о защите от врагов, болезней и других бед. Он могущественный целитель, проявляющий заботу не только о людях, но и животных. Рудра в благой форме это Шива, что дословно означает «благой».

В тексте Шатарудрийи Рудра имеет имя Гириша, что означает «обитающий в горах». Он странствует по горам и лесам. Его сыновья Рудрии проникают во все стороны света. Атхарваведа говорит о Рудре, как повелителе двуногих и четвероногих созданий. Рудра искусный стрелок: никто ни на земле ни на небе не может уклониться от его стрел и молний. Он видит во всех направлениях и проникает во все элементы.

В период Пуран образ Рудры практически полностью сливается с Шивой. Помимо функций разрушения и трансформации,  он становится создателем и защитником, выполняя функции Брахмы и Вишну. Он душа Вселенной, повелитель и первый мастер йоги.

Изобразительные формы Шивы

Шива традиционно изображается нагим, либо одетым в шкуры убитого слона и тигра. Его тело натёрто пеплом, символизируя сожжение материального и проявленного. В руках он держит трезубец, диск, топор и булаву. В образе танцора Натараджа (царя танцев) Шива смеётся, поёт и танцует Тандаву. Атрибуты Шивы имеют сокровенный смысл, который раскрывается в его садхане.

Абстрактное  значение основных атрибутов Шивы:

  • Жезл (Данда) — это время и смерть. Поскольку Шива держит его в руке, смерть в форме времени не имеет над ним власти. Одно из имён Шивы — Махамритьюнджая (Великий Смерти Победитель).
  • Лимон (Джамбхара) — одна из форм Хираньягарбхи (мир, сокрытый в яйце или семени).
  • Трезубец (Тришула) — символ трёх гун: саттва, раджас и тамас.
  • Щит (Кхетака) — это Дхарма и космический закон (Рита).
  • Спутанные волосы — множественность форм Брахмана.
  • Полумесяц (Каумуди) — это Чандра или Сома, получивший убежище в волосах Шивы, спасаясь от проклятия. Одно из значений Сомы — прохладный и свободный ум от похоти, жадности и гнева.
  • Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — победа над похотью.
  • Одежда из слоновьей шкуры — подчинение эго (ахамкары) и гнева (кродхи).
  • Три глаза Шивы это солнце, луна и огонь: три источника жизни, тепла и света. Два глаза прикрытых в самадхи — сон для проявленного мира. Открытый третий глаз — чистое знание Высшего, а также разрушение силы желаний проявленного мира. В конце творения огнём из третьего глаза Шива разрушает мир.
  • Дамару (барабанчик) — Шабда Брахман (Брахман в форме звука), символизирующий изначальный звук Ом. Играя на дамару, Шива создал санскрит.
  • Лань, сжатая в руке — неподвижный ум.
  • Шивалинга — форма разворачивающейся из семени силы Вселенной.

Змеи на теле Шивы

На своём теле Шива имеет несколько могущественных змей. Змей Васуки Яджнопавита — невыразимая бесконечная мудрость.

Над головой Шивы раскинул капюшоны Ананта Шеша. По одним источникам у него бесконечное число капюшонов, по другим капюшонов пять. Они означают пять кармендрий (органов действия), пять джнянендрий (органов чувств), пять таттв (элементов): землю, воду, огонь, воздух и пространство. Как вдох и выдох напоминают шипение змеи, так и пять пран, подобно змеям, издающим звуки нада, передвигаются по телу.

Шива свободен от страха (абхайам) и бессмертен (амритам). Для обычных людей змеи имеют устрашающий вид, однако Шива с легкостью носит змей, как украшения на теле. Змеи могут жить в несколько раз дольше человека, поэтому, обвивая тело Шивы, они указывают на его вечную природу.

Бык Нанди

Дхарма, пребывая в форме смертного, однажды задался вопросом, как стать бессмертным. Он решил, что дэвы и асуры смертны, кроме Шивы. Тогда он превратился в быка и отправился на Кайлас. Он попросил Шиву даровать ему бессмертие и сделать своим средством передвижения. Шива открыл глаза и принял Нанди, как своего верного спутника и друга. Он сказал Нанди, что бык Дхармы в Сатья (Крита)-югу будет стоять на четырёх ногах, в Трета-югу на трёх, в Двапара-югу на двух и в Кали-югу на одной ноге. Тот кто будет следовать Дхарме в любую из юг, обретёт неограниченную силу и величие.

Шива разрушает Трипуру

Три сына асура Тараки предались суровому тапасу. Перед ними предстал довольный подвижничеством Брахма и спросил, что они хотят в качестве дара за аскезы. Асуры пожаловались Брахме, что их угнетают дэвы и чтобы защититься, попросили построить три крепости: на земле, воздухе и небе. И чтобы они были неуязвимыми для любого оружия, кроме лука Шивы, причём уничтожить их он сможет только одной стрелой. Брахма подарил асурам три крепости Трипуру и исчез. Довольные асуры поселились в Трипуре и стали притеснять дэвов, но те в свою очередь не могли ничего не поделать, поскольку Трипура обладала неуязвимостью к их оружию. Тогда дэвы пришли на гору Кайлас и попросили у Шивы защиты. Махадэв встал снизу городов Трипуры и в благоприятное положение планет, при котором крепости сошлись на одну вертикальную линию, вложил змеиную стрелу в свой лук и сжёг Трипуру одним выстрелом.

В данной истории Трипура представляет такие качества как: похоть, жадность и гнев (по другой версии это эгоизм, привязанность к деятельности и вовлечённость в иллюзию). Данные качества завязывают в тонком канале сушумна три узла (грантхи), которые можно развязать почитанием Шивы и добродетельной жизнью.

Шива и Равана

Равана это известный почитатель Шивы, которому Махадэв дал имя, лингам, свою жену и дар бессмертия, при условии, что Равана его больше не потревожит. Однако Равану сначала провёл Нарада, заставив Равану оставить Шакти, а затем Ганапати поставил лингам на землю, из-за чего тот врос в землю. Равана был вынужден вернуться к Шиве, за что потерял бессмертие. Впоследствии Равану сразил в битве Рама (аватар Вишну).

Шива и Рама

Чтобы вернуть возлюбленную Ситу, Рама отправился в поход на остров Ланку против Раваны. В его поисках ему оказывали поддержку сводный брат Лакшмана и огромное войско зверей, состоящее преимущественно из обезьян. Перед тем, как вступить в битву, Рама и его войско возвели хвалы к Шиве, чтобы он благословил их на победу. В результате Рама победил Равану и вернул Ситу.

Нисхождение Ганги

Однажды царь  Бхагиратха узнал о том, что под землёй находятся тысячи его не погребённых предков. Он решил совершить тапас в их честь. Удовлетворённый аскезой, перед ним появился Шива и спросил, какой он хочет дар. Бхагиратха попросил омовения священными водами небесной реки места, где покоились останки его предков. Шива сказал ему сконцентрироваться на великой Ганге, чтобы с небес она спустилась на землю. Мудрец стал думать о Ганге и она бурлящим потокам пролилась с неба. Жители земли, увидев бурные потоки Ганги, в ужасе разбежались, а оставшиеся стали молить Шиву защитить от потопа. Шива милостиво подставил свой лоб (в другом варианте волосы) под мощный поток, и Ганга умерила свою мощь, спустившись в три потока на землю. Когда она достигла места, где лежали останки предков Бхагиратхи, они восстали удивительным образом и восславили Шиву, Гангу и  Бхагиратху, а затем вознеслись на небо. Шива сказал, что смертные, которые искупаются в Ганге, смоют с себя прошлые грехи, если они искренне стремятся к добродетели.

Шива и Сатурн

Однажды Сатурн пришёл на Кайлас и сообщил Шиве, что настал его черёд терпеть в течение семи с половиной лет тяжести и лишения. В ответ Шива прыгнул на дно Ганги и Сатурн не мог к нему прикоснуться. По истечении отведённого срока Шива вышел на берег, а Сатурн отправился дальше.

Абхишека

Абхишека это омовение священных мест и предметов, например, лингама. В храмах Шивы над установленными лингамами подвешиваются сосуды с отверстием снизу. В сосуд наливаются освящённые мантрами вода, масло, молоко или панчамрита (молоко, йогурт, мёд, сахар и топлённое масло гхи). Из отверстия жидкость тонкой струйкой стекает вниз, омывая лингам. Также лингам омывается брахманами руками с произношением мантр и писаний.

Почему так важна абхишека в ритуалах почитания Шивы? Яд, который выпил Шива, обжигает горло, а третий глаз это воплощение гнева, в котором постоянно горит огонь. Чтобы охладить голову, Шива носит на голове полумесяц и Гангу. Ритуал Абхишеки, выполняемый преданным, говорит о том, что он также хочет охладить огонь в голове Шивы.

Если Шива пылает гневом, абхишека это то что помогает успокоить его.

Шакти

Активный женский аспект Шивы это Шакти или мать Вселенной. Если Шива это небесный отец, то Шакти это земная мать, представляющая не только проявленный мир, но и его динамическую эволюцию. Человек привык разделять феномены на материю и энергию, но в сущности мира между феноменами нет различий. Когда Шакти статична, нет жизни, роста и развития.  Шакти без формы тождественна Парабрахману. Когда Шакти приходит в движение, весь мир погружается в деятельность и эволюцию.

Первая жена Шивы это Сати, которая сожгла себя в огне йоги, после того как отец Праджапати Дакша, не пригласил её и Шиву на огненное жертвоприношение. Вторая жена Шивы это Ума или Парвати (Горная), от которой рождены два сына: Ганапати и Сканда.

Ещё одной спутницей Шивы является Дурга (Труднодостижимая), помогающая дэвам защитить мир от асуров и ракшасов.

Когда Шива находится в Тримурти, Парвати рассматривается как его Шакти. Когда Шива предстаёт в образе души Вселенной, его Шакти это Дурга, получившая от каждого из дэвов уникальное небесное оружие.

Кто более велик, Шива, Вишну или Шакти?

Вернёмся к вопросу, которым мы задались в начале разговора. Кто же более велик, Рудра, Шива, Вишну, Шакти или кто-то другой из дэвов?

Рудра-Хридайа Упанишада говорит следующее:

Рудра породитель, а Вишну зародыш семени. Шива это Брахма, а Брахма это Агни. Рудра наполнен Брахмой и Вишну. Мир наполнен Агни и Сомой. Мужское есть Шива. Женское есть Шри Бхавани (Шакти). Всё, созданное во вселенной, подвижное и неподвижное, исполнено Умы и Рудры. Вьякта (проявленное) есть Шри Ума, и авьякта (не проявленное) есть Шива. Слияние Умы и Шанкары есть Вишну.

Шива и Вишну

Однажды Вишну спросил Шиву, что нужно сделать, чтобы обрести его милость. Шива предложил ему пожертвовать 1008 цветов лотоса. Вишну собрал цветы и стал жертвовать по одному цветку, повторяя на каждый имя Шивы. Чтобы проверить преданность Вишну, Шива спрятал один цветок. Когда Вишну дошел до 1008-го имени, оказалось, что цветов больше нет. Вишну не растерялся и пожертвовал свой глаз вместо цветка, повторив при этом последнее имя. Довольный поступком Махадэв вернул глаз и подарил Сударшана-чакру — символ преданности и милости, с которым Вишну никогда не расстаётся.

Хари-Хара

Хари-Хара это форма наполовину Шивы, наполовину Вишну. Поскольку между последователями Шивы и Вишну часто возникают споры, кто из почитаемых ими дэвов более велик, Шива и Вишну объединились в одном теле, чтобы уничтожить невежество своих почитателей.

Шива и Камадэва

Камадэва рождён из союза Вишну и Лакшми. Его оружие лук из сладкого тростника и пять стрел из благоухающих цветов. Асур Тарака за свои аскетические подвиги попросил неуязвимость от Брахмы, но тот попросил выбрать смерть, которой погибнет асур, потому что неуязвимость может нарушить гармонию во Вселенной. Тарака попросил смерть от руки семидневного сына Шивы, поскольку Шива был известный на весь мир аскет, живущий на Кайласе. Брахма согласился и исчез. Асур, гордясь своей неуязвимостью, стал притеснять всех живых существ во Вселенной. Дэвы попросили Брахму и Индру придумать, как заставить Шиву, пребывающего в самадхи, излить семя для того, чтобы родился его сын. Они вспомнили, что у ног Шивы совершает аскетические практики Парвати, желая стать его женой. Они попросили Камадэву выстрелить в Шиву цветочной стрелой. Когда стрела пронзила сердце Шивы, он открыл третий глаз и сжёг Камадэву. Поэтому считается неблагоприятным одновременное почитание Шивы и Камадэвы. Открыв глаза, Шива увидел Парвати и у него пролилось семя. Индра попросил Агни (огненного дэва) подхватить обжигающее семя Шивы, но он не смог его удержать и выпустил в Гангу. Река вынесла семя в на небесную гору, где оно превратилось в мальчика с шестью ликами. Его увидели жёны Саптариши (семи мудрецов) и стали кормить грудью. На исходе семи дней к Сканде пришёл царь дэвов Индра, со своей свитой. Сканда, увидев приближающееся войско, воспылал гневом и обратил всех в бегство. Брахма успокоил его, сказав, что они друзья и просят его помощи в убийстве Тараки. Сканда во главе войска дэвов отправился к Тараке и уничтожил его перед тем, как солнце село на исходе седьмого дня.

Шива, Ганапати и Сканда

Однажды Шива позвал своих сыновей Ганапати и Сканду, чтобы устроить состязание. Он предложил им обойти всю Вселенную, а в награду пообещал лимон и двух жён. Сканда немедленно сел верхом на павлина и отправился в путешествие. Ганапати просто обошёл вокруг Шивы и Шакти, сказав, что Вселенная это его родители. Когда Сканда вернулся, Шива объявил победителем Ганапати, вручив ему лимон и предложив двух жён. Проигравший спор Сканда отправился на вершину горы, чтобы предаться тапасу.

Шива и Майа

Майа это обозначение подвижной формы Шакти. Некоторые наделяют её отрицательным значением, но Майа ни положительна ни отрицательна. Она покров иллюзии, который индивидуумы должны преодолеть на пути к высшему знанию. В сущности Майа закрывает Шиву.

Рудра-Хридайа Упанишада говорит следующее:

В Шиве, совершающем устрашающее покаяние в образе высшей джняна-марги (пути различающего знания), сотворён проявленный мир, являющийся пищей смертных. Мир это Майа, возникающий подобно сну. Он видится в Махадэве подобно тому, как змея видится в верёвке. В действительности не существует творения. Всё есть Брахман и всё есть джняна. Узнавший это немедленно освобождается.

Лишь с помощью джняны можно избавиться от самсары (круговорота жизни и смерти). Лишь посредством джняны (различающего знания), но никогда посредством кармы (деятельности), можно понять это существование. Постигай это под руководством ведического гуру, преданного исключительно одному лишь Брахману (Брахмаништха-Шротрия-Гуру). Гуру даёт ученику необходимое знание о Брахмане. Разорвав оковы аджняны (ложного знания) и авидьи (невежества), можно найти прибежище в Садашиве (Шива в форме милости). Это – подлинная мудрость, которая должна быть понята ищущим истину.

Ардханаришвара

После того, как Брахма родился на лотосе, выросшем из пупка Вишну, он захотел сотворить мир с помощью ума. Но он не смог создать существ, способных размножаться. Чтобы обрести это умение Брахма стал совершать тапас и концентрироваться на Триямбаке. Удовлетворённый покаянием Брахмы, Шива появился перед ним в форме Ардханаришвары (Шива состоящий из мужской правой половины и левой женской половины). Брахма воздал хвалу Шиве и попросил дар творения, способного к размножению. В ответ Ардханаришвара отделил от своего тела Ади Шакти (изначальную Шакти). Брахма сказал ей: «Хотя дэвы и были сотворены из моего ума, но они не могут размножаться. Прошу тебя, о Дэви, родиться дочерью моего сына Дакши, чтобы существа размножались в результате связей друг с другом».

Шива тандава

Тандава это космический танец Шивы, очаровывающий грацией, совершенством и красотой. Каждое движение танца отличается завершённостью и имеет сокровенный смысл.

Шива танцует не для себя, а во благо всех живых существ, для благополучия и духовной эволюции мира. Предназначение танца — это освобождение Дживатм от обусловленного существования в Майе. Шива танцует с закрытыми глазами, чтобы огонь и искры из его глаз не уничтожили Вселенную. Но если уничтожение всё-таки происходит, за ним следует трансформация и перерождение, несущие радость и высочайший экстаз.

Кали были известная во всей Вселенной танцовщица. Она очень гордилась своим умением танцевать и всегда побеждала на танцевальных состязаниях. Однажды она танцевала перед мудрецами, но они засмеялись, сказав, что её танец ничто на фоне космического танца Шивы. Обиженная Кали вызвала Шиву на состязание. Она кружилась и показывала необыкновенные танцевальные пируэты. Но вот вышел Шива и поднял левую ногу вертикально вверх, направив пальцы в небо. Кали смущённо опустила глаза и не смогла повторить движение Урдхва-Тандавы. Вселенная радостно зааплодировала, признав победителем Шиву.

Натараджа танцует свой танец на карлике Муялаке, который символизирует ограниченный ум и элемент земли.

Панчакшара-мантра

Панчакшара-мантра это священные пять слогов: «НА-МА-ШИ-ВА-ЙА», которые нужно получить из уст Гуру.

Слог «НА» это рука Шивы, держащая огонь. Слог «МА» это нога попирающая карлика. Слог «ШИ» это рука, держащая барабанчик дамару. Слог «ВА» это две руки, пребывающие в движении. Слог «ЙА» это рука в жесте бесстрашия (абхая-мудра). Каждый из слогов мантры связан с одним из элементов.

Сахасранамы Шивы

Сахасранама это перечисление 1008 имён. По разным данным у Шивы существует порядка 18 сахасранам, что больше, чем у любого другого дэваты. Сахасранамы стоит повторять с разрешения Гуру.

Как нужно почитать Шиву?

Преданные Шивы наносят на тело и лоб священный пепел вибхути в виде трёх горизонтальных полос. Три полосы означают Тримурти, три мира, три гуны и т.д. В центре третьего глаза ставится красная точка — тилак, символизирующая правду и восходящее Солнце. Кроме того, обязательным атрибутом являются чётки из рудракши. Преданный должен повторяет ежедневно Панчакшара-мантру или другую мантру Шивы, переданную Гуру. На Востоке также популярно омовение лингама и возложение на него цветов и листьев бильвы — священного дерева Шивы.

Махашиваратри

Махашиваратри или Великая Шивы Ночь — это главный праздник, который отмечают раз в году все преданные Шивы в ночь перед новолунием последнего лунного цикла зимы (февраль-март). Праздник Шиваратри преданные отмечают несколько раз в году, но Махашиваратри считается главным, поэтому носит приставку маха (великий). В праздники Шивы преданные проводят пуджи, повторяют мантры, стотры и сахасранамы, а также читают истории (катха) про Шиву. Праздник длится сутки и по его окончании преданные собираются на берегах рек и водоёмов, чтобы устроить ярмарку. По обещанию Пуран, бодрствующие в период праздников Шивы, получают материальное благополучие и место на небесах, Это связано с благоприятным расположением планет, в особенности Солнца и Луны. Символом праздника Махашиваратри считается лингам.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru