Вишну

Добрый день, уважаемые читатели. ВишнуВ разговоре о Брахме мы кратко рассмотрели идею создания мира. Но мир недостаточно создать, нужно его поддерживать и защищать в рамках гармонии и космического закона, что выполняет Вишну. Его аватары показывают нам процесс эволюции проявленных форм, хотя об этом мало кто упоминает из современных исследователей восточной философии. Давайте более подробно рассмотрим процесс творения, а также поговорим о Вишну без религиозного фанатизма в аспекте традиционного взгляда.

Брахман и проявленный мир

В священных писаниях традиций Санатана Дхармы говорится о высшем духовном происхождении мира и всех созданий, включая человека. До возникновения человеческой формы, эволюция форм шла в космических масштабах. Поэтому в различных направлениях духовной философии Востока часто можно встретить упоминания о взаимосвязи человека и космоса.

Проявленные формы можно рассматривать как внешние манифестации Брахмана (Абсолюта). То есть прежде чем проявиться, например, через рождение, форма должна присутствовать в виде идеи в уме Брахмы. Дыхание Брахмы – прана космоса, которая распространяется в виде вибраций (спанды). Дыхание живых существ соединяет их прану, иллюзорно индивидуализированную, с праной космической.

Возникает вопрос: что существует за пределами космической праны? Писания дают неоднозначный ответ, что за пределами цикла космической жизни нет существования, как и несуществования, нет присутствия, как и отсутствия. То есть проявленная Вселенная существует как частичка в Брахмане. Можно описать формы присутствующие в проявленной Вселенной, но сам Брахман за пределами логического понимания и объяснения.

Вишну и Нараяна

Вишну можно перевести, как заполняющий протяженность. Вишну это причина и действительность существования всех проявленных форм.

Нараяна — одно из имён Вишну, под которым он почитается в нашей традиции. Слово «Нараяна» имеет глубокий многозначный смысл:

  • Местопребывание причинных вод проявленной Вселенной. Что можно рассматривать, как место для хранения семян кармических отпечатков.
  • Местопребывание всех существ. То есть тело Вишну — это пространство и любая возможная сохранённая информация об существовании.
  • Местопребывание сердец всех людей. Как говорят писания, сердце содержит внутреннее пространство, в котором сокрыт целый мир. Кроме того, в духовном сердце находится узел Вишну, называемый Вишну-грантхи.
  • Всеобщая конечная цель существования. Тем или иным путём каждый иллюзорный индивидуум должен осознать себя как Вишну, то есть пробудиться из сна Майи в свою реальность. Важно понимать, что в определённом аспекте Нараяна тождественен самоосознанию.

По окончании Кальпы (день Брахмы) и перед началом следующего цикла творения, Вишну засыпает в пралае (ночь Брахмы). Постелью для Вишну служит змей Шеша (другие имена Ади Шеша, Ананта). Шеша возлегает на водах молочного океана (Кширамудра). Лакшми (женская форма активности Вишну) сидит в его ногах.

Сотворение мира

Когда Вишну спит, его мечты запускают из семян прошлого творения следующий цикл. Из пупка Вишну вырастает лотос, в котором саморождается Брахма. Проснувшись, Вишну побуждает Брахму на новое творение.

Что представляет собой молочный океан? Это обезличенная форма Пракрити – природа существования в состоянии чистоты и блаженства.

Змей Ананта-Шеша имеет тысячу голов и поддерживает капюшонами проявленный мир. Капюшоны это неисчислимые миры и огромные промежутки времени, стремящиеся к бесконечности. Ананта представляет собой бесконечное космическое время, необходимое для создания и поддержания мира.

Поскольку создание не может взяться из ничего, Шеша представляет собой причину для следующего творения. Вишну и Ананта-Шеша хранят в причинной форме остаток предшествующего творения в виде совокупности Дживатм — иллюзорных индивидуальных сознаний.

После появления пространства начинает формировать Брахма из совокупности Дживатм. Существование и эволюция форм возможна только после создания Вселенной, ведь без пространства и времени невозможно существование информации или объекта. До развёртывания мира форм семена, которые хранят Ананта-Шеша и Вишну в пралае, не затрагиваются, поскольку в данном случае не говорится об их объективном существовании и эволюции.

Важно понимать, что невозможно что-то придумать, открыть или изобрести на Земле, чего нет во Вселенной, поскольку все возможные формы уже существуют в пространстве в причинной форме и проявляются в зависимости от обстоятельств и текущей ступени эволюции индивидуума и космоса.

Вселенная имеет устойчивые законы существования благодаря качествам Вишну. Но формы не застывают в неизменности, а подвержены эволюции, благодаря совершенствованию и накоплению опыта. От травинок и насекомых до планет и галактик, всё сущее стремится к развитию и совершенствованию.

Вишну связан с комическим законом – Ритой. Он сознательный покровитель Вселенной. Люди рождаются, получают опыт и умирают, также, как рождаются, развиваются и умирают Вселенные. И за каждым наблюдает Вишну. Устремления индивидуума в стремящейся к бесконечности перспективе направлены на совершенствование. Как лотос вырастает из грязи, так и индивидуум идёт в направлении совершенства через трудности и постоянный выбор.

Путь самосовершенствования призвана облегчить йога, приводящая в итоге к единству Дживатмы (Атмана) и Параматмы (Брахмана). Исследуя и практикуя йогу, индивидуум поднимается по её ступеням к реализации в Параматме. Так обретаются блаженство, знания, сила и высшие качества.

Постижение Вишну

Человек подобен Брахману в проявленной форме, как Тримурти. Причём наиболее близким к человеческой форме изображается именно Вишну. Брахма создаёт все существующие формы, а Вишну развивает их существование в эволюционирующем потоке. Вишну воплощение добра, справедливости, милости и Санатана Дхармы.

В Ригведе Вишну описывается как солнце на восходе, зените и закате. Он проходит сквозь Вселенную за три шага, за что его называют проникающим во всё. Посредством трёх шагов, Вишну, как Сурья-Нараяна, проследовал через три мира.

В послеведический период колесо (чакра) в его руке отождествлялась с Солнцем. Вишну восседает на Гаруде — царе птиц, которая зовётся Супарна (могучая птица). В Ригведе Супарна — аспект солнца, что указывает на солнечное происхождение Вишну.

В период Пуран Вишну усиливает своё влияние, и становится наиболее значимым в Тримурти, став синтезом трёх идей:

  • Инкарнация в телесные формы (как правило для спасения мира), как например, Рама и Кришна.
  • Ведический Сурья-Нараяна.
  • Избранный дэвата Брахманов — Нараяна.

Вишну постигается в пяти аспектах:

  • Пара — высочайший.
  • Вьюха — блистающий.
  • Вибхава — воплощенный
  • Антарйаман (Антарймин) — повелитель бытия.
  • Ароча – проявленные формы и атрибуты.

Вишну живёт в сердце каждого индивидуума, в его лучших достижениях и высоких стремлениях. Вишну «слушает» наше сердце и проявляется в форме, когда мы искренне нуждаемся в духовном росте и защите от несправедливости. Он воплощение мечты о герое освободителе от невзгод жизни.

Инкарнации Вишну

Как Брахма создаёт мир, так Вишну его поддерживает и защищает. Активность Вишну проявляется в бесчисленных аватарах в разных мирах (воплощениях в форме), которые выполняют задачу защиты миров. Часть аватаров известна человечеству. Когда негативные силы учиняют несправедливость на Земле, Вишну проявляется в формах, необходимых для сохранения справедливости и эволюции.

В первой песне «Дэви Бхагавата-пураны» описаны следующие аватары Вишну: Кумары (четыре сына Брахмы), Вараха (вепрь), Нарада (странствующий мудрец), Нара-Нараяна (близнецы), Капила (мудрец), Даттатрея (Тримурти в форме), Яджна (Вишну в форме Индры), Ришабха (отец Бхараты), Притху (царь привлекательной Земли), Матсья (рыба), Курма (черепаха), Дханвантари (создатель Аюрведы), Мохини (очаровательная женщина), Нарасимха (наполовину человек наполовину лев), Вамана (карлик, обошедший три мира в три шага), Парашурама (воинствующий Рама с топором), Вьяса (легендарный составитель Вед), Рама (царь Айодхьи), Баларама (брат Кришны), Кришна (пастушок с кожей чёрного цвета), Будда (просветлённый), Калки (разрушитель).

Рассмотрим кратко десять наиболее известных аватаров:

Первый аватар Вишну это Матсья-рыба, спасший от потопа основателя человечества. Он приводит лодку Ману к берегу, что заставляет провести параллель с библейским мифом о всемирном потопе. История рыбе и Ману это абстрактное повествование о том, что мировой океан послужил началом жизни на Земле. Простейшие формы жизни эволюционируют до рыбы, ставшей первым крупным организмом, имеющим сознание.

Второй аватар Вишну это Курма-черепаха, которая поддерживает гору Мандару, для пахтания океана дэвами и асурами. История о пахтании океана и черепахе, это абстрактное повествование о возникновении первых земноводных форм жизни, способных дышать над водой.

Третий аватар Вишну это Вараха-вепрь, поднявший в абстрактном повествовании землю из вод. Здесь говорится о появлении суши над водой и эволюции земноводных в первые сухопутные формы жизни.

Четвёртый аватар Вишну это Нарасимха, наполовину человек наполовину лев. История Нарасимхи указывает на объединение царя зверей и человека. Именно благодаря знанию о четвёртом аватаре принято говорить о льве, как о царе животных, а о человеке, как царе природы.

Пятый аватар Вишну это карлик Вамана, первый из людей тремя шагами обошедший Вселенную. Первым шагом он покрыл Землю, вторым небо, третьим познал тайну сознательного погружения в Атман. Пятый аватар первым наделяется качествами сверхчеловека.

Шестой аватар Вишну это Парашурама, воинствующий герой каменного века с топором. Данный аватар можно рассмотреть, как человека, сумевшего использовать в обиходе инструменты и оружие.

Седьмой аватар Вишну это Рама (Рамачандра), царевич, чья история жизни описана в эпосе «Рамаяна». Рама олицетворяет подчинение варварских племён и распространение арийской традиции.

Восьмой аватар Вишну это Кришна-Васудэва, автор «Бхагават-Гиты», включенной в эпос Махабхарата.

Девятый аватар Вишну это Гаутама Будда, проповедник равенства, и единства всех людей. Своим опытом и учением он направил массы к духовному просветляющему знанию, доступному ранее только брахманам.

Десятый аватар Вишну это Калки, всадник на белом коне, который явится в конце Кали-юги, чтобы восстановить Санатану Дхарму, напомнить людям знание Риты и начать Сатья-югу.

Изобразительная форма Вишну

Вишну сидит на птице Гаруде, которая символизирует буддхи (разум) всех созданий. Не существует ничего быстрее и сильнее, чем буддхи. Гаруда смертельный враг змей: негативных, эгоистичных и материальных мыслей.

Вишну изображается одноликим и четырёхруким. Цвет его кожи синий, как глубины бесконечного космоса. Одежда Вишну подобна лучам Солнца жёлтого цвета. В одной руке он держит жезл — символ власти и силы, которые способно дать знание высшего. В другой руке раковина, символ проявленных элементов: земля, вода, огонь, воздух, пространство. В третьей руке на пальце он вращает чакру, символ вращения миров, колесо Дхармы, цикл времени, колесо самсары и вереница планет, доступных для воплощения живых существ. Вращение колеса это способность высшего разума создавать и разрушать Вселенную. Четвёртая рука держит цветок лотоса, символизируя чистоту и гармонию, а также эволюцию от тьмы к свету. Руки Вишну простираются в пространстве словно стороны света, а их жесты посылают дары почитателям.

Лакшми

Лакшми это активная сторона Вишну, символизирующая успех и процветание. В доведийском периоде Шри и Лакшми рассматривались отдельно, однако в послеведийском периоде они рассматриваются как одно целое. Лакшми появляется в процессе пахтания молочного океана и помогает Вишну поддерживать Вселенную в состоянии красоты и гармонии. Лакшми сопровождает Вишну, когда он воплощается на Земле. Если образ Вишну собирает лучшие мужские качества, то образ Лакшми воплощение женственности и совершенной красоты. В изобразительной форме она стоит на лотосе и украшена гирляндой из лотосов и также держит их в двух руках. Две другие руки посылают богатство почитателям. По сторонам Лакшми сопровождают два белых слона. Цвета, принадлежащие супруге Вишну: золотой, розовый, жёлтый и белый.

Если в изобразительной форме доминируют золотой и жёлтый цвета, то Лакшми выступает источником богатства. Если преобладает белый цвет, она воплощает чистую форму Пракрити из которой развилась Вселенная. Сострадание ко всем живым существам выражает розовый цвет, поскольку она изначальная мать.

Четыре руки Лакшми символизируют власть над устремлениями людей. Они Пурушартхас – цели Пуруши в форме человека:

  • Дхарма – поддерживающий духовный путь, ведущий к равновесию и гармонии.
  • Артха — богатство и процветание.
  • Кама — наслаждение и удовольствие.
  • Мокша — освобождение, называемое иногда просветлением.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru