Санатана Дхарма

Добрый день, уважаемые читатели. Западный человек, начинающий изучать Санатана Дхармафилософию Востока, неизбежно сталкивается с понятием Санатана Дхармы. С чем у вас ассоциируется Санатана Дхарма? С совокупностью или частью восточных традиций? Неким путём, который ведёт к духовному совершенству? Абстрактным толкованием сущности восточных религиозных течений? С чем-то открытым, запретным, необязательным или необходимым? Рассмотрим этот вопрос.

Дхарма

Слово Дхарма — можно трактовать как поддерживающий путь, таким образом подчёркивая движение к равновесию. Мы будем рассматривать понятие Дхармы, как некий порядок действий, приводящий к определённой цели. Тем не менее, саму цель различные традиции определяют по своему: в Двайте это существование совместно с объектом почитания, в Адвайте это слияние с объектом или открытие того, что искомый есть искомое.

По приближённым подсчётам, количество традиций, принадлежащих Санатана Дхарме, исчисляется тысячами, а может и миллионами. Невозможность точного подсчёта объясняется тем, что каждый Гуру есть собственный путь. Нет двух Гуру в одной традиции, которые прошли путь полностью синхронно, значит результат их действий также отличен, несмотря на кажущееся тождество усилий последователей одной традиционной линии. Подлинный Гуру смотрит в саму суть ученика и передаёт тот путь, который близок ему по психическим и физиологическим свойствам, а также связью с прошлыми жизнями, что стимулирует кажущееся многообразие внутри одного традиционного пути.

Индивидуум, пребывающий в невежестве, склонен представлять свой путь, как набор случайных событий, которые в определённых рамках могут меняться собственными усилиями. Но без проводника, который прошёл до конца, невежественный индивидуум не сможет прийти к реализации, в противном случае логично предположить, что количество традиций со временем бы не росло, а уменьшалось.

В традиционной линии (Парампаре) принято запоминать и почитать учителей, которые прошли путь данной линии до точки реализации (получение плодов и семян). Несмотря на логичное предположение, что учение внутри линии должно передаваться в изначальном (эталонном) виде по цепи преемственности, оно постоянно подвержено изменению, которое призвано облегчить путь для последующих учеников внутри линии. Каждый Гуру не только смотрит в суть ученика, но и в процессе собственной садханы находит и добавляет что-то новое, усиливающее эффективность и гармонию. Однако изменение предполагает лишь такое усовершенствование, которое не изменяет конечную цель пути. То есть шаги могут изменяться, а конечная цель нет. Поскольку проявленный мир есть Майа — творческое начало Брахмана, а Дхарма её неотъемлемая часть, то изменения на пути являются естественными, поскольку Майе присущ динамизм и изменчивость Шакти.

Что представляет собой Дхарма в отношении отдельных живых существ?

Дхарма это следование своей сущностной природе.

Для конкретного живого существа речь идёт о свадхарме — личной Дхарме. Свадхарма существует как для индивидуумов, так и для групп. Например, Дхарма ремесленников, Дхарма мужчин и женщин, Дхарма детей и взрослых, Дхарма русских, Дхарма землян, Дхарма Кали-юги и так далее. Если мужчина вдруг начинает считать и вести себя как женщина, в век Кали садхака ведёт практику, предписанную для Сатья-юги или русский хочет оставить родину и переехать в другую страну, то в данных случаях речь идёт о нарушении свадхармы. Поскольку нарушение Дхармы влечёт за собой появление тонких возмущений, то могут запуститься компенсационные механизмы, ограничивающие индивидуума и устраняющие дисгармонию.

Санатана

Слово Санатана достаточно сложный для понимания термин,  часто трактующийся как неизменчивость, вечность. С такой точки зрения понятие Санатана Дхармы теряет смысл по причинам, указанным выше. Санатана подразумевает протяжённость, как пространство, в котором существует Дхарма. Если Дхарма изменчива, то как двигаться в нужном направлении? Именно Санатана это указание, которое не смотря на изгибы и препятствия, направляет путь в сторону истины.

При рассмотрении понятия Санатана Дхармы капитулирует формальная логика. Если Дхарма является осязаемым и постигаемым, то Санатана является непроявленным и постигается не как объект постигается субъектом, а как субъект субъектом.

Санатана Дхарма

Что внутри Санатана Дхармы является истоком пути? Можно предположить, что это есть некая изначальна традиция, в настоящее время завуалированно существующая внутри многочисленных разветвлений. Если представить Санатана Дхарму в виде дерева, то Дхарма скрывается в разнообразии изгибов ветвей и богатстве рисунков листьев. Можно ли сказать, что одна ветвь является чем-то более подлинным по отношению к другой ветви, или что на одной ветви созреет плод более совершенный, чем на другой? Гуру представляет собой Санатану или плод, который созрел и дал семена. Через передачу семени Гуру побуждает ученика вырастить собственное дерево с таким же плодом и семенами. Тем не менее, новое дерево будет отличаться только по внешнему виду, но плод и даже аромат цветов будет таким же, как у изначального. Конечно, речь идёт именно о реализованном Гуру и подлинных передачах (живых семенах). Если же Гуру не вырастил семян, полученных внутри традиционной линии, а пытается вырезать подобие истинной формы из мёртвой древесины, то он находится вне дерева Санатана Дхармы, соответственно, его ученики не смогут получить семян, какие бы усилия они не приложили. В век Кали найти и вырастить живые семена представляется сложной задачей, особенно для людей Запада, не только живущих вдали от Востока, но и имеющих другой менталитет, не способный распознать традиционные фальшивку и подлинник.

Говоря о различии дерева Гуру и ученика, мы немного лукавим, ведь в абсолютном смысле они не являются обособленными деревьями, а лишь ветвями большего по размерам дерева. Каждая традиция это покров, накидываемый на ствол и ветви изначального дерева, которое по праву может считаться Санатана Дхармой. Поэтому, если Гуру говорит, что его традиция есть Санатана Дхарма, он прав в относительном смысле, но из-за существования покрова, ошибается с абсолютной точки зрения.

Поскольку Санатана Дхарма означает протяжённый путь, то дерево растёт сквозь четыре юги. В Сатья (Крита)-югу дерево Санатана Дхармы полностью проявлено. В Трета-югу одна четверть дерева скрывается покровом Майи. В Двапара-югу под покровом скрывается половина дерева. В Кали-югу остаётся проявленной только четверть. Логично предположить, что в Кали-югу встретить подлинного Гуру в четыре раза сложнее, чем в Сатья-югу.

Рита

Рита в философии Востока означает космический закон. Проявленную часть Риты для каждой Манвантары определяет Ману в священных текстах, например, Ману-смрити. Рита регулирует не только поведение, но и причины и следствия, поэтому тесно связана с понятиями кармы и Дхармы. Всё сущее, что следует Рите, направляется в восходящем потоке духовной эволюции, реализуя в итоге конечную истину. Отказ от следования Рите направляет сознание к анрите, то есть духовной деградации и погружённость в невежество.

В более широком смысле, Рита означает соответствие (Атмана Брахману).

Духовное развитие означает высокую ответственность за совершаемые шаги. Одной из функций Риты является поддержание мирового порядка и соблюдение норм морали. По мере продвижения по пути получения плода с дерева Санатана Дхармы, сознание раскрывает спящие силы, которые может применять или игнорировать их присутствие. Применение сил должно гармонично вписываться в установленный порядок вещей на благо всех живых существ, что помогает в духовном росте. Негармоничное применение сил вызывает компенсационное противодействие Риты и направляет вектор развития сознания вниз — в сторону духовного невежества.

Граха

На сознание, нарушающее Риту, налагается ограничение. В философии Востока подобным ограничением выступает понятие граха, которое можно перевести, как узел или планета.

Граха имеет позитивное и негативное влияние, повторяемое в космических циклах. Что может являться ограничением? Тело, место проживания, условия проживания, а также возможности для достижения поставленных целей. Если сознание относится к другим в негативном ключе, то тем самым создаёт для себя ограничение в соответствие с направленностью влияния. И наоборот, если оно помогает другим, то ограничение носит позитивный характер. Обычно ограничение применяется не сразу, а только в период активности данной грахи в гороскопе индивидуума.

Например, крадущий сам пострадает от потери, а дающий получит вознаграждение. Потеря и вознаграждение выступают как ограничения. Потеря приводит к нужде и сожалению от утраты, а вознаграждение заставляет применять усилия по сохранению и защите.

Не присутствующий в действии находится за пределами ограничений.

Сознание, на которое наложены ограничения из-за прошлых действий, может компенсировать ограничения действиями противоположной направленности. Например, сознание в прошлом совершившее кражу, может частично компенсировать совершённое раздачей даров. Устранению негативных влияний может способствовать правильное применение талисманов (в общем случае ношение на теле) из планетарных камней и металлов.

Заключение

В каком бы направлении не двигался индивидуум, он, сам того не осознавая, связан с деревом Санатана Дхармы и находится под беспристрастным контролем Риты. Давайте учиться жить гармонично в соответствии с космическим законом, чтобы избежать ограничений и познать истину.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “Санатана Дхарма”

  1. Александр says:

    Индуизм тождественен Санатана Дхарме или это один из множества путей? Не будет ли нарушением Дхармы вероисповедание религии не свойственной территории проживания. Например, для индуса — христианства, для европейца — мусульманства, для араба -христианства или буддизма и т.д.? Являетесь ли вы Вадим проводником на пути для своих учеников (имею ввиду нетрадиционное обучение) или это только «предполетная подготовка»? и как вообще в эпоху Кали-Юги найти истинного учителя, какие критерии?

    • Вадим says:

      Индуизм это западная концепция, которая со временем прижилась на Востоке и выступает ограниченным синонимом понятия Санатана Дхармы. Усилия и желания в прошлых жизнях приводят к рождению в определённых условиях (планета, тело, регион, семья). Если вера связана с сердцем и опытом, а не с логикой, то изменить её если не невозможно, то достаточно трудно. Тем не менее, чтобы получить опыт, поначалу возможно пребывание в «слепой» вере (могут быть корни в прошлых жизнях). Слепота веры не подразумевает религиозный фанатизм. Универсального рецепта веры нет, иначе не было бы столько духовных течений. Из своего опыта могу сказать, что когда встречается подлинный Гуру, сердце раскрывается… Чтобы не делал, о чём бы не думал, внимание всё равно возвращается к Нему.

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru