Добрый день, уважаемые читатели. Когда-то Восток сдался под натиском силы Запада. Но теперь он воздаёт должное, когда всё больше западных людей интересуются его философией. Поговорим о том, какое место в ней занимает рудракша.
Что такое рудракша?
Рудракша это дерево с прочной древесиной белого цвета, растущее в Индии, Непале и Индонезии. Несмотря на то, что зёрна, выросшие в Непале, называются «рудракша», в Индонезии «индракша», в Индии «бхадракша», традиционно между ними не делают различий.
Рудра — одно из имён Шивы. В переводе «ру» — тьма, «дра» — растворение, «акш» — глаза. Таким образом Рудракша, это растворяющие тьму глаза Рудры.
Издавна рудракша считалась в Индии обязательным атрибутом царей, монахов и простых людей, стремящихся к духовному развитию. Её носят в виде украшений на теле, а также используют при изготовлении снадобий и чёток для повторения мантр.
Появление рудракши
О появлении рудракши подробно написано в Рудракша-джабала Упанишаде:
Рудра сказал: «Я сомкнул глаза, чтобы уничтожить асуров Трипуры. Из Моих сомкнутых глаз на землю пали капли влаги. Эти слёзы превратились в зёрна рудракши. Простое произнесение слова «рудракша» приносит пользу, равную пожертвованию десяти коров. Созерцание и прикосновение к ним приносит вдвое большую пользу. Я не знаю, как ещё более восхвалить их. Мои глаза были закрыты одну тысячу небесных лет. Тогда с Моих век капли влаги скатились вниз и сделались неподвижными ради благословения тех, кто предан Мне. Будучи носимой, рудракша уничтожает грехи преданных, совершенные как ночью, так и днем.
Ещё один миф о появлении рудракши описан в Сиддханта Шикхамани:
Однажды три асура захотели стать непобедимыми и всемогущими, и совершили для этого ужасную аскезу. Удовлетворенный их аскетическими подвигами Брахма подарил им три неприступных города. Асуры, гордые своей неуязвимостью, стали притеснять дэвов. Напуганные и измученные дэвы взмолились Рудре, чтобы Он защитил их, уничтожил асуров и три города. Рудра смотрел на три города не мигая тысячу лет и из Его глаз потекли слёзы. В тех местах, где капли падали на землю, стали расти деревья.
В мифах семена рудракши предстают как слёзы Рудры, пролитые из сострадания. Иногда мифы из писаний противоречат друг другу. В данном случае в одном говорится о том, что Рудра выполнил аскетический подвиг с закрытыми глазами, в другом, что с открытыми. Это может объяснить тем, что в древности знания передавались устно, поэтому возникают небольшие искажения.
Цитаты из Шива-пураны (Видьешвара-самхита) о рудракше:
02. Рудракша— любимая мала Шивы. Она весьма священна. Она избавляет от всех грехов посредством взгляда на неё, контакта и джапы.
20. Ни одно из существующих в мире украшений не является таким благоприятным и полезным, как рудракша.
84. При взгляде на человека с ожерельем из рудракши устраняются злые духи, призраки, пишачи, ведьмы, дакини, шакини, злые чары и заклинания.
86. При взгляде на преданного с ожерельем из рудракши, о Парвати, Шива, Вишну, Деви, Ганапати, Сурья и все дэвы становятся довольными.
Цитаты из Падма-пураны о рудракше:
1-3. Обладатель рудракши наиболее превосходен среди всех существ. От одного лишь взгляда на неё грехи рассеиваются прочь.
4. Прикосновением к ней достигают небес, а нося её, становятся самим Рудрой.
32. Человек, который вовлечён в нечестивые действия или погряз в грехах, получает освобождение от грехов, нося рудракшу на своём теле.
Виды рудракши
О видах рудракши можно прочитать в Рудракша-джабала Упанишаде:
Четыре типа людей – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры – рождены лишь для того, чтобы без пользы обременять землю. Настоящий брахман – это белая рудракша, красная – это кшатрий, жёлтая – вайшья, а чёрная – шудра. Следовательно, брахман должен носить белые зерна рудракши, кшатрий – красные, вайшья – жёлтые, а шудра — чёрные. Следует использовать те зерна рудракши, которые изящны, прекрасны, крепки, велики, благостны и шипасты. Следует избегать изъеденных червями, расколотых, без шипов и изъязвленных. Самые лучшие зерна рудракши – с естественным отверстием. Считается, что те, в которых отверстие сделано рукой человека, – хуже.
Лучшие зерна рудракши следует нанизывать на белую нить. Преданный Шивы должен носить рудракшу повсюду на теле. Он должен носить одну бусину на джате (пучке волос), три сотни – вокруг головы, тридцать шесть – на шее, шестнадцать – вокруг каждой руки, двенадцать на груди и пятьсот – вокруг пояса. Он должен носить яджнопавиту из ста восьми зёрен рудракши. Он должен носить две, три, пять или семь мал из рудракши на шее. Преданный Шивы должен постоянно носить чётки из рудракши на макушке, как серьги, ожерелье, браслет, вокруг уха, и особенно вокруг живота, независимо от того, ест ли он, спит и т.п. Если преданный носит три сотни бусин, это хуже всего, если он носит пять сотен, это считается средним, но самое лучшее – одна тысяча.
Лики рудракши
Лики проявляются на рудракше при её высушивании. Количество ликов от одного до двадцати одного, чаще всего их пять. Каждая рудракша, в зависимости от числа ликов, имеет сакральное значение.
Одноликая рудракша — считается наилучшей. Её ношение, созерцание и почитание ведёт к познанию недвойственности и высшей истины.
Двуликая рудракша — дарует милость Арханаришвары – объединённой формы Шивы и Шакти.
Трёхликая рудракша — дарует милость Агни, равную разжиганию трёх священных жертвенных огней:
— Гархапатья — постоянный домашний огонь.
— Дакшина — огонь для жертвоприношений.
— Агавания — огонь для возлияний.
Четырёхликая рудракша — дарует милость Брахмы, знание Вед, вмещает четыре ашрама жизни, а при сохранении Брахмачарьи делает ум острым.
Существует особый обряд кипячения рудракши с четырьмя ликами в молоке. Такое молоко обладает целебными свойствами для тела и ума. Его принимают согласно предписаниям (обычно в течение двадцати дней) для очищения ума от ложного и обретения истинного знания.
Пятиликая рудракша — посвящена пятиликому (Панчмукхи) Шиве, т.е. его форме Пашупатинатха, дарует избавление от греха убийства и физическое здоровье. С пятиликой рудракшей связана Панчакшара-мантра.
Шестиликая рудракша — дарует милость Картикеи (Сканды, Субраманьи, Муруги), шестиликого сына Шивы, младшего брата Ганеши (Ганапати).
Семиликая рудракша — (Саптамала) символизирует семь великих мудрецов (сапта риши) и семь великих нагов (змеев). Ношение семиликой рудракши открывает духовное знание, даёт славу и богатство. Она предохраняет от бедности и змеиных укусов.
Восьмиликая рудракша — (Аштмурти) уравновешивает восемь сторон света. Ношение восьмиликой рудракши дарует милость восьми Васу и Ганги.
Девятиликая рудракша — Нава-Шакти (милость девяти форм Шакти). Носится на левой руке во время церемоний Наваратри — девяти ночей Дурги, для обретения её благословения. Дурга дарует благосостояние и защиту от асуров. Девятиликая рудракша дарует милость девяти грах — Наваграха.
Десятиликая рудракша — дарует обретение покоя и милось Ямы. Символизирует Вишну в десяти аватарах: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Буддха, Калки. Предохраняет от неблагоприятных дней, сглаза, негативного влияния асуров и грах.
Одинадцатиликая рудракша — (Экадаша-рудра) дарует рост всех видов благосостояния и милость Индры, правителя райских небес. Обостряет ум, даёт физическую выносливость и силу. Удаляет страхи. Одиннадцать ликов олицетворяют одиннадцать Рудр, а также символизирует Ханумана — одиннадцатый аватар Рудры. Носится скрыто заплетённой в волосы на макушке головы.
Двенадцатиликая рудракша — помогает достижению мокши, дарует милость Махавишну. Двенадцать братьев Адитьев отражают двенадцать ликов рудракши. Даруют защиту от оружия и насилия.
Тринадцатиликая рудракша — помогает исполнению материальных желаний и дарует милость Камадэвы, который считается врагом Шивы. В известной легенде Камадэва пронзил сердце Шивы стрелой любви, чтобы пробудить чувства к Парвати (Адишакти в форме). Шива открыл третий глаз и сжёг Камадэву. Тем не менее стрела возымела своё действие и Шива в последствие женился на Парвати, перестав быть отшельником.
Четырнадцатьликая рудракша — дарует милость Шивы и Ханумана. Шива в данной форме символизирует четырнадцать: искусств, Ману, планет (лок), Индр. Избавляет от болезней, потерь, беспокойств и несчастных случаев.
Пятнадцатиликая рудракша – дарует милость Шивы в форме Махамритьюнджая — победителя болезней и смерти. Освобождает от страха смерти. Предохраняет от несчастных случаев и негативных поступков.
Шестнадцатиликая рудракша – дарует милость Шивы и Вишну. Ношение этой рудракши наделяет проницательностью и дарует совершенства.
Семнадцатиликая рудракша – дарует милость Рамы и Ситы (Вишну и Лакшми). Даёт победу во всех начинаниях, процветание и обеспечивает поддержку противоположного пола. Убирает лень и улучшает память.
Восемнадцатиликая рудракша – дарует милость Бхайравы — свирепой формы Шивы. Снимает с владельца действие отрицательных воздействий (сглаза). Приносит славу, успех, духовный рост. Обращает врагов в друзей. Предотвращает ментальные проблемы.
Девятнадцатиликая рудракша – дарует милость Нараяны — формы Вишну. Убирает невежество и предотвращает асурийские поступки. Наделяет правдивостью, истинным знанием и здоровьем.
Двадцатиликая рудракша – (Джанардана Рупам) предохраняет от негативного влияния сглаза, асуров и планет. Помогает открыть истинное духовное знание.
Двадцатиодноликая рудракша — дарует милость Шивы. Ведёт к осознанности.
Другие виды рудракши
Бывают сросшиеся плоды, каждый вариант которых также имеет сакральное значение. Например, парно сросшиеся плоды называют Гаури Шанкар, их считают совместной формой Шивы и Шакти.
Три сросшихся плода называют Тримурти. Они даруют мудрость, и считаются воплощением Брахмы, Вишну и Шивы.
Иногда встречается рудракша с наростом в виде хобота. Она дарует милость Ганеши (Ганапати). Её ношение, созерцание и почитание устраняет все препятствия.
Вадим
С «перпендекулярной» т.з. плоды эти в свете традиции использующей в т.ч. примы и способы кинестетического раздела мнемоники, являются своего рода иппликаторами, различная форма которых позволяет лучше концентрироваться посредством тактильных ощущениях на отдельные аспекты работы сознания.
Не первый и не последний в истории факт того как инструмент превращается в символ.
«Живые» семена можно прикладывать к определённым «активным» точкам на теле и получать интересные эффекты. Например, улучшение функционального состояния внутренних органов физического тела.