Брахма

БрахмаДобрый день, уважаемые читатели. Наиболее почитаемыми дэватами в традициях Санатана Дхармы считаются Шива и Вишну. Почему немногочисленны ряды почитателей Брахмы, который стоит первым в Тримурти? Кто-то говорит, что это следствие проклятия. Кто-то шутит, что Брахма выполнил работу по созданию мира и его не надо бояться, как грозного Шиву. Может восточный менталитет предполагает, что почитание свершённого факта нелогично, а разумнее почитать происходящее или то, чему предстоит произойти, например, разрушение мира?

Тримурти

В образе тримурти согласно философии Востока соединены три верховных начала: творческое (Брахма), поддерживающее (Вишну) и разрушительно-трансформирующее (Шива). Три существуют в одном и одно в трёх, подобно тому как Веды делятся на части и всё-таки остаются единым знанием. Все они содержат в себе одно существо, которое является Гухьей (тайным), Параматмой (верховным) и Сарватмой (душой мира).

Философия санкхьи, целью которой является отвлечение духа от материи, рассматривает Брахму, Вишну и Шиву проявлением общей сути (пракрити) и воплощением гун (трёх качеств, начал мира). Брахма в данной философской системе представляет раджас (действие, страсть и активность), Вишну — саттву (ясность, сознательность и уравновешенность), Шива — тамас (пассивность, бессознательность, инертность). С каждой гуной соотносится определённый цвет и стихия (элемент). Брахма — красный цвет и элемент земли, Вишну — белый цвет и элемент воды, Шива — чёрный цвет и элемент огня.

Логично предположить, что Тримурти, как аспекты космического порядка, каждым человеком будут восприниматься индивидуально. Одних людей привлекает аспект творения, других аспект сохранения разнообразия, третьи тяготеют к свободе от раболепия перед мировым порядком и почитают аспект объединения множества, который рассматривается, как разрушение мира форм. Соответственно, существует три типа людей, которые очарованы в большей степени тем или иным дэвом: Брахмой, Вишну или Шивой.

Любящим мироздание привлекательна идея поддержания гармонии и порядка, а идея разрушения кажется неприемлемой и ужасной. Такая позиция создаёт избыток косности, вызывает страх перед Шивой и привлекает к почитанию аватаров Вишну. Кому чуждо вращение колеса мирового процесса, кто мечтает о независимости от рабства желаний и стремится обрести состояние безусловного единства, к тому приходит с посланием о надежде разрушения мира форм сам прекрасный и возвышенный Шива. Таким образом, Брахма и аватары Вишну – любимые дэваты последователей пути правритти-марга (создание и поддержка многообразия), в то время как Шива – избранный дэвата идущих по пути нивритти-марга (разрушение и трансформация многообразия).

Брахма и творение

Брахма — аспект творения в традициях Санатана Дхармы. Является для создания одновременно причиной и создателем. На санскрите имеет имя Свайямбху — саморождённый. Брахма в Ведический период не являлся кем-то значительным. В Ригведе создатель отождествлялся с Вишвакарманом (отцом творения), который в переводе означает «творец всего». Ведический Вишвакарман имел четыре руки и явился прототипом Брахмы из Пуран.

Также в одном из гимнов Ригведа называет создателем Праджапати, поэтому позднее Брахма отождествляется с ним. В настоящий момент Брахма и Праджапати стали синонимами.

В Ригведе причиной создания упоминается Хираньягарбха (золотое яйцо). В Пуранах описывается, что из ума Брахмы родились десять владык творений для создания всех живых существ. В данном контексте можно рассматривать Брахму, как Праотца.

Брахма имеет продолжительность жизни 100 лет, которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После окончания жизни Брахмы, следует пауза, продолжающаяся тоже 100 лет. После чего другой Брахма начинает процесс творения заново. Данный цикл повторяется бесконечно.

Форма и изображения Брахмы

В теле человека вибрации Брахмы сконцентрированы в основном в Муладхара-чакре, частично доходящие до Свадхистана-чакры.

Брахма изображается четырёхруким и четырёхликим. Цвет кожи золотой или красный, одежды — белый.

Четыре руки представляют стороны света, а лики четыре Веды: Ригведу (восток), Яджурведу (юг), Самаведу (запад), Атхарваведу (север).

Обычно Брахма изображается с короткой заострённой бородой с накидкой из шкуры чёрной антилопы. Сидит он на лотосе, возникающем из пупка спящего в пралае Маха Вишну или в запряжённой семью лебедями колеснице.

В отличие от большинства других дэвов, в руках Брахма не имеет оружия.

Первая правая рука у него держит чётки (акшамалу), представляющие собой вечный цикл времени. Другая правая рука сжимает сосуд с водой (камандалу), олицетворяющая появление мира из вселенских вод. Первая левая рука держит Веды (иногда цветок лотоса), вторая траву куша и ложку для возлияния священного масла на огонь. Глаза Брахмы прикрыты в самадхи. Отрешённый взгляд выражает Ташмья и Саумья — спокойствие и счастье.

Такая изобразительная форма Брахмы не является догмой и встречается с различными вариациями.

Как Брахма потерял пятую голову

Первый вариант истории:

После сотворения мира пятиголовый Брахма и Вишну поспорили, кто более велик. Неожиданно между ними возник гигантский пылающий лингам. Они решили, что кто первым найдёт конец лингама, тот победит в споре. Вишну обратился вепрем и стал быстро спускаться вниз. Брахма обернулся лебедем и устремился ввысь. Вишну не смог найти основание лингама и вернулся назад. Брахма повстречал летящий вниз цветок пандануса. Он подхватил цветок и спросил, не упал ли он с вершины лингама? На что цветок ответил, что его путь лежит из пространства, не имеющего ни начала, ни конца. Тогда Брахма попросил цветок лжесвидетельствовать перед Вишну, что Брахма сорвал его наверху лингама. Когда Брахма вернулся к Вишну и одна из его голов произнесла ложь, появился Шива и отрубил её.

Второй вариант истории:

Когда Брахма сотворил Сарасвати, как свою дочь, она в знак уважения стала обходить вокруг него. Невероятная красота Сарасвати заставила вырастать по одной голове у Брахмы в направлении, где находилась его дочь. Выросшая пятая голова воспылала к ней страстью, отчего появился Шива и отрубил её.

Сарасвати

Активное начало Брахмы (Шакти или женское качество) представляет собой Сарасвати. Она отвечает за мудрое применение творческих сил в искусстве. Ей приписывают изобретение письменности и поэзии.

Сарасвати наделяет речь человека мудростью и силой.

В проявленной форме Сарасвати имеет четыре руки, как познавательные аспекты человеческой личности: ум (манас), интеллект (буддхи), пробуждённость (читта) и эго (ахамкара). В одной руке у неё Веды, в другой лотос — символы знания. Двумя другими руками Сарасвати играет музыку любви и жизни на вине, восточном струнном инструменте. Одежда на ней ослепительно белая, что олицетворяет чистоту и подлинность.

Сарасвати есть воплощение проявленного и скрытого знания, науки и искусства. На её бровях серп луны — символ воды, основы жизни.

Древние арии почитали её как покровительницу рек. Рядом с Сарасвати обычно изображают двух птиц. Яркий павлин олицетворяет проявленную вселенную вместе с мирскими знаниями и искусством. Белый лебедь символизирует духовные знания и способность различать истинное знание (вивеку).

Несмотря на то, что только духовное знание (Паравидья) способно дать человеку освобождение (мокшу), не следует пренебрегать мирскими науками и искусствами. Ишавасъя-упанишада говорит: «Только после преодоления жажды и голода посредством мирских наук, можно достичь бессмертия через духовные науки».

Поскольку Сарасвати является женой Брахмы, эта разумная сила представляет интеллект и могущество, без которых невозможно гармоничное творение.

Благословение Сарасвати может проявляться как Вач, что наделяет красивой речью и поэтическим языком. В Пуранах упоминается, что на высших планах, благодаря сильному влиянию Вач, дэвы, асуры, апсары, гандхавры и другие существа говорят поэтическим языком.

Сарасвати покровительствует науке о гармонии пространства — Васту.

Если Сарасвати оказывает милость или становится Ишта-дэватой, то человек приобретает обаяние, великолепие, чувство вкуса, спокойствие, прекрасную память, высокий интеллект и красивую речь. Сарасвати сторонится обмана, беспорядка, грязи, предательства, лжи, лицемерия, двойственности, пустой болтовни, бранной речи, информационной всеядности, искажений знания, грубости в поведении, суеты и поспешных решений. Она покровительствует творчеству музыкантов, художников, писателей и поэтов.

Тонкие качества Сарасвати проявляются через земные цветы, имеющие приятный сильный аромат. Поэтому, в знак преклонения перед знанием Гуру, принято дарить приятно пахнущие гирлянды цветов.

Проклятие Савитри и благословение Гаятри

В Падма Пуране (глава 17) есть история о проклятии, наложенном на Брахму. Однажды, в благоприятное расположение планет Брахма решил провести огненный ритуал на Пушкаре. Выполнение ритуала требовало присутствия Савитри — жены Брахмы, но поскольку она долго не повлялась, он сказал присутствующим привести женщину, которая первой встретится на пути. Ей оказалась гопи (пастушка). Чтобы ускорить ритуал, гопи «пропустили» сквозь священную корову. Из коровы вышла сияющая Гаятри.

Брахма провёл ритуал с Гаятри. По окончании появилась Савитри и в страшном гневе прокляла присутствующих, начиная с Брахмы (никто и никогда не будет его почитать, кроме месяца карттика). Далее Савитри наложила проклятие на Индру (враги дэвов станут захватывать власть над тремя мирами), Вишну (на него наложит проклятие Бхригу, поэтому Вишну придётся в виде аватар воплощаться на Земле), Шиву (потеряет мужественность), Агни (станет пожирать всё, чего коснётся), Лакшми (придётся становиться спутницей асуров, например, её украдёт Равана), Индрани (когда Индра убежит и спрячется от последствий убийства им брахмана Вритры, жены Индры будет домогаться Нахуша). Савитри прокляла небесных танцовщиц — апсар (никогда не смогут воспитывать своих детей).

Сказав проклятия, Савитри исчезла. После чего встаёт Гаятри и находит противоядие от проклятий Савитри. Гаятри сказала, что почитатели Брахмы несомненно будут иметь богатство, жену и детей, а после смерти уйдут на Брахмалоку. Хоть Индру будут побеждать асуры, он будет снова возвращать утерянную власть. Родившись Рамой, Вишну спасёт жену Лакшми, рождённую Ситой. Лингаму Шивы станут поклоняться во всех мирах. Лакшми Гаятри пообещала, что ей будут поклоняться люди, дэвы и асуры несмотря ни на что. Индрани освободится от проклятия, когда Агастья превратит Нахушу в огромного змея и тот упадёт на землю. Апсарам не будет необходимости воспитывать детей, поэтому проклятие Савитри не имеет для них значения.

Заключение

Несмотря на кажущуюся непопулярность культа Брахмы на Востоке, необходимо понимать его важность в духовной практике. Духовный путь невозможен без Брахмачарьи, которая является сущностью Брахмы и Сарасвати.

Наряду с Шивой, Брахма часто являет своим преданным невероятную милость. В Пуранах часто встречаются истории, когда Брахма одаривает даже асуров. Чего стоит пример Раваны.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментария к записи “Брахма”

  1. Александр says:

    Гаятри мантра и Савитри мантра это разве не одно и тоже? Из текста статьи это разные лица?

    • Вадим says:

      В сущности у Гаятри три лика: Гаятри, Савитри и Сарасвати. История, в которой Савитри проклинает дэвов, а Гаятри благословляет, содержит скрытый смысл, имеющий отношение непосредственно к садхане. Гаятри не имеет собственного имени из-за наложенного на неё проклятия.

  2. vm says:

    Привет, Вадим. Тебе не приходило в голову, что индийская философия слишком сложна? Ты образ и подобие Бога, зачем усложнять? Бог прост и конкретен в своих стремлениях, как мне кажется, не нужно его на три части делить. Не учи людей этому.

    • Вадим says:

      Всё есть единое сущностное сознание, которое функционирует через иллюзорные индивидуумы. Для логического понимания механизмов, от которых феноменально отгорожен ум, он придумывает концепции. Поэтому, всё о чём мы говорим, является концептуальным. К сущностной природе сознания концепции отношения не имеют. Зачем беспокоиться о концепциях, которых нет в сущности? )

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru