Четыре состояния сознания

Добрый день, уважаемые читатели. Насколько символ Ом запределен и далёк от логического понимания, настолько далеки четыре состояния сознания от ясной концепции в западном уме. На данную тему можно говорить бесконечно, поэтому обсудим кратко данный вопрос.Ом

Четыре состояния сознания — основные понятия

В современном западном мире становится модным заучивать санскритские понятия и затем щеголять в спорах. Но у нас нет цели пускать пыль в глаза, а лишь желание приблизиться к логике восточного менталитета. Поэтому, для более тонкого понимания будем стремиться говорить о йоге знакомыми словами, ссылаясь на оригиналы в необходимом минимуме.

Сознание графически выражает знак Ом. Состояние бодрствования, сон со сновидениями и сон без сновидений соединяются в точке, символизирующей прыжок за пределы форм или четвёртое состояние сознания. Майа (Шакти) скрывает бинду (Шиву), выполняющего функцию создания и растворения. Таким образом знак Ом представляет собой графическое изображение карты состояний сознания.

Важно понимать, что четыре состояния сознания: бодрствование, сон без сновидений, сон со сновидениями и турия — относятся именно к сознанию, а не уму. Они не являются последовательностью действий или состояний от низших к высшим. Они существуют одновременно, но в разных плоскостях реальности.

Джаграт — состояние бодрствования

У многих неофитов и даже адептов йоги часто складывается неверное понимание состояний сознания. На вопрос, что такое джаграт, в лучшем случае они ответят, что это восприятие проявленного мира, что в корне не верно.

Бодрствование – это продолжительное образное состояние сознания.

Поскольку для среднего человека пребывание в проявленном (физическом) мире является продолжительным, то состояние сознания в проявленном мире есть бодрствование. С другой стороны, бодрствование есть процесс вовлечения сознания в видимость реальности, то есть сознание является деятелем в отношении иллюзорного знания, например, оно вовлечено в принятие верёвки за змею.

Из вышесказанного напрашивается интересный вывод, что бодрствование является одним из видов сна. Посмотрите, какими иллюзорными вещами увлечены «типа бодрствующие» сознания.

Свапна — сон со сновидениями

Сон со сновидениями – это прерывистое образное состояние сознания.

Проведём ментальный эксперимент. Сравним среднего человека, пребывающего большую часть жизни в бодрствовании и адепта йоги, пребывающего в бодрствовании пару часов в сутки. По вашему, для кого из них проявленный мир бодрствование, а для кого сон?

Свапна это объективная дверь в Атман — внутреннюю вселенную. Хотя, с абсолютной точки зрения, Атман неотделим от Брахмана, точнее такое деление существует, но оно иллюзорно.

Свапна это пространство для объективной реальности сознания, достигшего пратьяхары — отвлечения чувств от объектов. В таком состоянии сознание нельзя назвать спящим, поскольку оно сконцентрировано на пратьяе (ментальном образе), присутствующей в уме.

Сушупти — сон без сновидений

Сон без сновидений – это состояние сознания без образов.

В отличии от состояний бодрствования и сна со сновидениями, в сушупти отсутствует объективность, то есть нет пратьяи.

В этом состоянии всё же присутствует сознание, ведь  когда мы просыпаемся после сна без сновидений, то осознаём непрерывность сознания и даже можем приблизительно сказать, сколько времени провели во сне.  Поскольку во сне без сновидений отсутствует объективность, для ума неприемлем факт присутствия сознания в сушупти.

Важно понимать, что сравнение сушупти со сном без сновидений является логически приближённым, то есть не отражает сущность. Поэтому некоторые концепции Санатана Дхармы западный ум вынужден принимать на веру, поскольку отсутствуют научные доказательства стороннего опыта и опыт должен переживаться непосредственно.

Состояние сушупти характеризуется двумя условиями: отсутствием пратьяи и наличием сознания. На первый взгляд они кажутся несовместимыми, так как в состоянии бодрствования средний человек не имеет опыта одновременного выполнения вышеуказанных условий.

С исчезновением ментальных образов и прекращением ментальных модификаций (chitta-vritti nirodha по Махариши Патанджали) ум перестаёт функционировать (ряд текстов говорит об его исчезновении), поскольку в нём отпадает необходимость. Но возможна ли абсолютная остановка ума? Ум полон самскар (впечатлений), из-за которых он не может стать неподвижным даже в глубоком сне. По мере углубления сушупти самскары становятся настолько тонкими, что в сознании могут возникнуть проблески реальности, которые иногда ошибочно принимаются за знаки окончательного самопостижения.

Закрепим пройденный материал по трём состояниям сознания. Являются ли утверждения ниже верными:

  1. Джаграт — это продолжительный контакт с «объектами» на определённом плане бытия, который не обязательно является проявленным.
  2. Свапна — это прерывистое состояние сознания, при котором в уме находится пратьяя. Свапна более тонкое состояние, поэтому грубые самскары действуют на ум более инерционным способом в отличие от бодрствования.
  3. Сушупти — это опустошение ума от пратьяи и недопущение его функционирования со стороны сознания.
  4. Джаграт удовлетворяет грубые желания, свапна тонкие, сушупти хранит семена желаний.

Турия — четвёртое состояние

Турия (чатурия) в переводе с санскрита означает «четвёртый» и употребляется для обозначения состояния Брахмана. Четвёртое состояние относится к трём предыдущим и является их кульминацией в самадхи (состоянии отсутствия собственной индивидуальности).

Йога Васиштха о турии:

Состояние, в котором ум свободен от движения мысли и в котором существует только ощущение мира, известно как состояние «глубокого сна в пробуждении». Находящийся в нём живет непроизвольной жизнью, освобождённый от любого типа умственных отвлечений и расстройств, не озабоченный короткой или долгой жизнью. Когда состояние «глубокого сна в пробуждении» полностью созревает, оно известно как турия или четвёртое состояние. Утвердившись в нём, мудрец воспринимает вселенную как огромную игровую площадку и жизнь – как космический танец. Совершенно свободный от страданий и страха и от заблуждений кажущегося мира, утвердившийся в состоянии турии не совершает более ошибок. Он всегда погружён в блаженство.

Предыдущие состояния сознания характеризуются наличием самскар, которые мешают осознать реальность. В первом состоянии существует грубая реальность, во втором тонкая, третье состояние хранит обе в свёрнутом виде. В четвёртом состоянии нет семян для реальности, поэтому нет покрова Майи. В турии происходит соприкосновение с бинду, то есть со всеми уровнями реальности.

Все сущее находится в Брахмане, как невырезанные статуи находятся в граните. Познание Брахмана происходит в бинду и путь лежит через отказ от желаний.

Когда сознание, погружённое в сон Майи, пробуждается, тогда оно осознаёт нерождённую, неподверженную всем видам сна недвойственность (Адвайту).

Концептуально можно сказать, что четвёртое состояние является высшим, поскольку из него смотрятся остальные три состояния.

Майа

Переходим к более сложной теме, которую рассмотрим с позиции Адвайты.

Почему мир, видимый во сне, воспринимается нереальным, а объекты, наблюдаемые в состоянии бодрствования, кажутся реальными? Ответ прост с позиции логики — иллюзия бодрствования более длительна и привычна.

Майя не является чем-то реальным, не имеет начала и конца, но в тоже время она не является ничем, как образы актёров, наблюдаемые на экране.

Майа станет ничем только если все объекты материального мира воспринимаются как нереальные.

Майа разворачивается от бинду в сознание, далее в пространство, воздух, огонь, воду и землю. Ум склонен считать грубые объекты в состоянии бодрствования реальными, а тонкие в состоянии сна со сновидениями нереальными. Это следствие авидьи (заблуждения). Бодрствование от сна отличается лишь длительностью, но объекты и делатель присутствуют в обоих случаях. С другой стороны, то что не существует до и после, не существует и посередине — основной постулат Адвайты, указывающий на нереальность проявленного мира. По мере того, как сознание освобождается от желаний, связанных с элементами, оно пробуждается и поднимается (условно) вверх вплоть до бинду, в котором понятия «реальность» и «иллюзия» исчезают.

Йога Васиштха говорит об Майе:

То, что кажется существующим – фокус Майи, которая создаёт деление в сознании на субъект и объект. Это также реально, как город, видимый во сне. Он не реальный и не нереальный, просто это – долгоиграющая иллюзия. Только признание деления создаёт разнообразие, от создателя Брахмы до самого мелкого насекомого. Как единственное семечко содержит в себе разнообразные характеристики дерева, так и всё это внешнее разнообразие содержится всегда в сознании как сознание.

Заключение

Объекты проявленного мира подвержены рождению и смерти. Является ли это основанием утверждать, что они не реальны? И мало ли уму того факта, что объекты состояния бодрствования бесполезны во сне и наоборот?

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

17 комментариев к записи “Четыре состояния сознания”

  1. ХХ says:

    Идею об иллюзорности мира использовали и продолжают, в иных аспектах и целях, использовать в качестве своего рода одного из элементов психологических приёмов для преодоления у обучаемого ряда комплексов.

    • Вадим says:

      Можно рассмотреть иллюзию с позиции линии от земли до солнца. Для земли человек притягателен и возвышен. Для солнца он мелок и иллюзорен, как муравьи для человека. Тем не менее, солнце дарит тепло и свет всем, как стремящимся «вверх», так и «падающим». А земля стойко переносит, когда в неё льют нечистоты и выкачивают ресурсы жизненных сил. С позиции солнца в муравейнике всё происходит само по себе, а земля в человеке является «делателем» его низших инстинктов.

  2. ХХ says:

    Проецировать глюки приёмника и преходящность передач на реальность принимаемого не всегда корректный и нужный приём. Даже если восприятие мира происходит исключительно (и по большей части) внутри некой виртуальной части сознания, в которой достаточно развитый её хозяин может всё поставить с ног на голову. И не только потому, чей то вирт окажется необоримо крепче.

    • Вадим says:

      Реальность + ум = иллюзия. Что получится, если из иллюзии вычесть ум?

      • ХХ says:

        Не получится, а останется. То, с чем приходится считаться. :) И к чему приходится готовиться посредством того, что в одних, скажем так практиках называется инфраструктурой, а в других как бы её частями кои 20.08.2015 перечислены были Автором в теме «Мантра». :)

        • Вадим says:

          Это не математический пример. Если из числа вычесть ноль — число не изменится. Остаток подразумевает, что что-то потеряно. Что останется, если из камня вычесть невырезанную статую? )

      • Вячеслав says:

        Останется турья. Реальность (вторичного творения) + ум = иллюзия. если вычесть ум. останется реальность первичного творения, чистое соприкосновение с происходящим, минуя собственное обозначение в происходящем, временные собственные имена. ум — порождает отношение ко всему. если его миновать, то за вторичным творением познаётся первичное. Это ещё называется состояние Васудевы, чистого сознания.

  3. ХХ says:

    Останутся;
    -в камне та форма которую задумал творец
    -и собственно созидатель

  4. ХХ says:

    Никогда не сомневался, что где-то во второй-третьей «производной» от диалога есть бездна взаимопонимания. Однако дальше второй не идут, в особенности те, для кого это не имеет ценности практической.
    Действительно ли то, что без «инфраструктуры» (что наверху то и внизу) на «той стороне» даже самые продвинутые практики прошлого вынуждены после того как «сядут батарейки» того, что некоторые именуют «заслугами» возвращаться и начинать «собирать» себя сначала?

    • Вадим says:

      Сновидящий «разбит» на мир и персонажей. Куда бы они не двигались, вверх по заслугам или вниз по омрачениям, на определённом уровне реальности/сознания они есть одно целое. Стоит ли беспокоиться о верхе и низе или возвращении и уходе?

  5. Александр says:

    В Йоге Васиштхи написано, что во вселенной все существа находятся в семи состояниях… Например, Боги засыпают и их объектами снов являются простые существа, как мы например. Или они бодрствуют и их понятия это тоже существа. Получается, что обычные люди это как персонажи компьютерных игр? Действительно так ли это? Сейчас много фильмов на этот счет есть: Аватар, Клоны и т.д. Как эти семь состояний согласуются с четырьмя вышеописанными ?

  6. Александр says:

    Глава 6, 6.17 Сказка о Манки : ,,…Васиштха продолжил:
    Все эти разнообразные существа, видимые во всех сторонах света, принадлежат к одной из следующих категорий – находящиеся в состоянии сноподобного бодрствования, в состоянии понятийного бодрствования, чисто пробужденного состояния, долговременного пробуждения, плотного пробуждения, пробужденного сновидения или в состоянии уменьшающегося пробуждения…»

    • Вадим says:

      Подобные понятия наставник может объяснить (если увидит необходимость) частично пробужденному ученику. Для большинства существует модель четырёх состояний сознания, плюс условно пятое, как нечто за пределами четырёх, не поддающееся объяснению. Для неготового ученика объяснения будут лишь пищей для ума.

  7. Белнаг says:

    Смысл иллюзии и ее реальность в приобретении опыта пробуждения

  8. Да-Фра says:

    Пятое состояние сознания это когда состояние турия устанавливается в 3х относительных ((изменчивых) состояниях: бодрствование, сон со сновид. и глуб.сон. У человеческого существа появляется постоянное 24 часа в сутки осознание непрерывности своего Я. И джива осознает как переходит из одного сост.сознания в другое—круговорот относительных сост.сознания, но его Я —вечное, бесконечное и пробужденное в себе самом существует отдельно и неподвласно времени

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика