Добрый день, уважаемые читатели. На Востоке существует множество обычаев и устоев, которые даже при беглом рассмотрении демонстрируют мудрость и глубину на фоне частой неупорядоченности западного ума. Ашрамы жизни это система из четырёх стадий, изложенная древними мудрецами в Ману-смрити и других писаниях Санатана Дхармы. В представлении восточного менталитета человеческая жизнь условно длится 100 лет, поэтому каждый ашрам занимает 25 лет. Упорядочивая жизнь, философия Востока направляет индивидуума в направлении освобождения из рабства обусловленного мира.
Ашрам
Слово ашрам переводится с санскрита как прибежище, обитель. В узком смысле ашрам выступает, как монастырь. Многие Гуру на Востоке имеют свой ашрам, в которым они пребывают вместе со своими учениками. Несмотря на бытующее мнение, что Гуру содержит и управляет ашрамом, часто Он находится в стороне и ограничивается только духовным руководством. Организацией деятельности занимаются управляющие из числа преданных учеников.
Ашрамы жизни и свадхарма
Прибежище в ашраме означает следование свадхарме, то есть погружение в тот или иной порядок действий, характерный для конкретного ашрама. Тем не менее, свадхарма не означает принуждение, а строится на искренности и естестве.
Брахмачарья ашрам
Брахмачарья — утро человеческой жизни. В период Брахмачарьи родители отдают ребёнка в возрасте от 7 до 15 лет под руководство Гуру. Соблюдая обет безбрачия, ребёнок обретает физические и духовные силы, а также мирские и духовные знания, необходимые для гармоничной жизни. В данный период Гуру передаёт ученику мантру вместе с чётками и садхану (духовную практику). Ученик изучает йогу и основы традиции.
Нахождение в ашраме Брахмачарьи подразумевает отказ от всего, что связано с материальными желаниями, включая интимные контакты с противоположным полом. Брахмачарья может быть двух видов: на время нахождения в данном ашраме и на всю жизнь.
В ашраме грихастхи Брахмачарья налагает ограничения на вступление в интимную связь, за исключением зачатия ребёнка, причём в определённое (благоприятное с планетарной точки зрения) время, не чаще одного раза в год. В ашрамах ванапрастхи и саньяси Брахмачарья предписывает полное воздержание, как в первом ашраме.
Грихастха ашрам
Грихастха — день человеческой жизни домовладельца и семьянина. В данный период человек занимается накоплением мирских благ, поддерживает семью и наслаждается жизнью, не нарушая норм морали. Грихастха это стержень четырёх ашрамов, поскольку даёт возможность воспитать и вырастить детей, обрести опыт бескорыстного служения членам семьи, а также совершать приношения людям, находящимся в ашрамах ванапрастхи и саньяси.
Ванапрастха ашрам
Ванапрастха — вечер человеческой жизни. В этом ашраме человек завершает мирские дела и постепенно отстраняется от материальных благ, углубляясь в размышления об истине, посвящая внутреннюю и внешнюю деятельность высшему.
Ванапрастха подразумевает уход в лес в одиночестве или с супругой, если она принимает такой образ жизни. В одиночестве отшельник изучает Араньяки (раздел Вед, предназначенный для изучения в лесу) и Упанишады, повторяет мантры и следует аскетическим практикам.
Саньяса ашрам
Саньяса – заключительный период, включающий последние годы жизни, когда физическое тело находится на стадии заката перед разрушением.
Саньяса это полное отрешение от мирских наслаждений и привязанностей, когда человек проводит последние годы, путешествуя по миру и пребывая в постоянных размышлениях о высшем. Усилия саньяси направлены на трансформацию бренности человеческого тела и страха смерти в высшие ценности и осознание внутри себя источника высшего присутствия, неподвластного разрушению. Такое осознание помогает в момент смерти соединиться с высшей истиной, абсолютом, Брахманом.
Пурушартха
Пурушартха (чатурартха) — это цели человеческого существования, которые связаны с четырьмя ашрамами жизни. Индивидуум рождается в обусловленном мире самсары, а пурушартха помогает ему обрести свободу от цепи рождений и смертей.
Четыре цели человеческого существования:
- Дхарма — мораль и праведность.
- Артха — материальное процветание.
- Кама — чувственные наслаждения.
- Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары).
Дхарма, соблюдаемая во всех ашрамах, ведёт к мокше. Артха и кама проникают друг в друга, однако они являются центром колеса, который, при неправильном отношении, привязывает индивидуума к самсаре. Если дхарма проходит сквозь все ашрамы, то гармоничные артха и кама являются инструментом ашрама грихастхи, который призван очистить от огня желаний.
Особые случаи
Несмотря на кажущуюся строгость системы ашрамов, существуют исключения. Например, мальчики, не желающие вести семейную жизнь и иметь проблемы, связанные с жизнью «в миру», в ашраме Брахмачарьи принимают саньясу.
Заключение
Проецируя систему ашрамов Санатана Дхармы на жизнь западного человека, можно заметить, что большинству трудно преодолеть испепеляющую силу желаний, направленную на погоню за удовольствиями и богатством. Если рассмотреть индийский дал с точки зрения четырёх целей жизни, то тарелка это дхарма, артха вода и овощи, кама соль и специи. Вопрос умному читателю: какое место займёт в данной модели мокша?
Вадим
Стол на котором все это находится?
Обидно, что у нас другой менталитет
Если на востоке родители плодят детей для их духовного роста. То здесь новорожденых бросают в помойку, а котят топят (не обобщая)
Мокша, что-то вроде человека вкушающего пищу.
Или сытость человека вкушающего пищу?