Санатана Дхарма

Добрый день, уважаемые читатели. Западный человек, начинающий изучать Санатана Дхармафилософию Востока, неизбежно сталкивается с понятием Санатана Дхармы. С чем у вас ассоциируется Санатана Дхарма? С совокупностью или частью восточных традиций? Неким путём, который ведёт к духовному совершенству? Абстрактным толкованием сущности восточных религиозных течений? С чем-то открытым, запретным, необязательным или необходимым? Рассмотрим этот вопрос.

Дхарма

Слово Дхарма — можно трактовать как поддерживающий путь, таким образом подчёркивая движение к равновесию. Мы будем рассматривать понятие Дхармы, как некий порядок действий, приводящий к определённой цели. Тем не менее, саму цель различные традиции определяют по своему: в Двайте это существование совместно с объектом почитания, в Адвайте это слияние с объектом или открытие того, что искомый есть искомое.

По приближённым подсчётам, количество традиций, принадлежащих Санатана Дхарме, исчисляется тысячами, а может и миллионами. Невозможность точного подсчёта объясняется тем, что каждый Гуру есть собственный путь. Нет двух Гуру в одной традиции, которые прошли путь полностью синхронно, значит результат их действий также отличен, несмотря на кажущееся тождество усилий последователей одной традиционной линии. Подлинный Гуру смотрит в саму суть ученика и передаёт тот путь, который близок ему по психическим и физиологическим свойствам, а также связью с прошлыми жизнями, что стимулирует кажущееся многообразие внутри одного традиционного пути.

Индивидуум, пребывающий в невежестве, склонен представлять свой путь, как набор случайных событий, которые в определённых рамках могут меняться собственными усилиями. Но без проводника, который прошёл до конца, невежественный индивидуум не сможет прийти к реализации, в противном случае логично предположить, что количество традиций со временем бы не росло, а уменьшалось.

В традиционной линии (Парампаре) принято запоминать и почитать учителей, которые прошли путь данной линии до точки реализации (получение плодов и семян). Несмотря на логичное предположение, что учение внутри линии должно передаваться в изначальном (эталонном) виде по цепи преемственности, оно постоянно подвержено изменению, которое призвано облегчить путь для последующих учеников внутри линии. Каждый Гуру не только смотрит в суть ученика, но и в процессе собственной садханы находит и добавляет что-то новое, усиливающее эффективность и гармонию. Однако изменение предполагает лишь такое усовершенствование, которое не изменяет конечную цель пути. То есть шаги могут изменяться, а конечная цель нет. Поскольку проявленный мир есть Майа — творческое начало Брахмана, а Дхарма её неотъемлемая часть, то изменения на пути являются естественными, поскольку Майе присущ динамизм и изменчивость Шакти.

Что представляет собой Дхарма в отношении отдельных живых существ?

Дхарма это следование своей сущностной природе.

Для конкретного живого существа речь идёт о свадхарме — личной Дхарме. Свадхарма существует как для индивидуумов, так и для групп. Например, Дхарма ремесленников, Дхарма мужчин и женщин, Дхарма детей и взрослых, Дхарма русских, Дхарма землян, Дхарма Кали-юги и так далее. Если мужчина вдруг начинает считать и вести себя как женщина, в век Кали садхака ведёт практику, предписанную для Сатья-юги или русский хочет оставить родину и переехать в другую страну, то в данных случаях речь идёт о нарушении свадхармы. Поскольку нарушение Дхармы влечёт за собой появление тонких возмущений, то могут запуститься компенсационные механизмы, ограничивающие индивидуума и устраняющие дисгармонию.

Санатана

Слово Санатана достаточно сложный для понимания термин,  часто трактующийся как неизменчивость, вечность. С такой точки зрения понятие Санатана Дхармы теряет смысл по причинам, указанным выше. Санатана подразумевает протяжённость, как пространство, в котором существует Дхарма. Если Дхарма изменчива, то как двигаться в нужном направлении? Именно Санатана это указание, которое не смотря на изгибы и препятствия, направляет путь в сторону истины.

При рассмотрении понятия Санатана Дхармы капитулирует формальная логика. Если Дхарма является осязаемым и постигаемым, то Санатана является непроявленным и постигается не как объект постигается субъектом, а как субъект субъектом.

Санатана Дхарма

Что внутри Санатана Дхармы является истоком пути? Можно предположить, что это есть некая изначальна традиция, в настоящее время завуалированно существующая внутри многочисленных разветвлений. Если представить Санатана Дхарму в виде дерева, то Дхарма скрывается в разнообразии изгибов ветвей и богатстве рисунков листьев. Можно ли сказать, что одна ветвь является чем-то более подлинным по отношению к другой ветви, или что на одной ветви созреет плод более совершенный, чем на другой? Гуру представляет собой Санатану или плод, который созрел и дал семена. Через передачу семени Гуру побуждает ученика вырастить собственное дерево с таким же плодом и семенами. Тем не менее, новое дерево будет отличаться только по внешнему виду, но плод и даже аромат цветов будет таким же, как у изначального. Конечно, речь идёт именно о реализованном Гуру и подлинных передачах (живых семенах). Если же Гуру не вырастил семян, полученных внутри традиционной линии, а пытается вырезать подобие истинной формы из мёртвой древесины, то он находится вне дерева Санатана Дхармы, соответственно, его ученики не смогут получить семян, какие бы усилия они не приложили. В век Кали найти и вырастить живые семена представляется сложной задачей, особенно для людей Запада, не только живущих вдали от Востока, но и имеющих другой менталитет, не способный распознать традиционные фальшивку и подлинник.

Говоря о различии дерева Гуру и ученика, мы немного лукавим, ведь в абсолютном смысле они не являются обособленными деревьями, а лишь ветвями большего по размерам дерева. Каждая традиция это покров, накидываемый на ствол и ветви изначального дерева, которое по праву может считаться Санатана Дхармой. Поэтому, если Гуру говорит, что его традиция есть Санатана Дхарма, он прав в относительном смысле, но из-за существования покрова, ошибается с абсолютной точки зрения.

Поскольку Санатана Дхарма означает протяжённый путь, то дерево растёт сквозь четыре юги. В Сатья (Крита)-югу дерево Санатана Дхармы полностью проявлено. В Трета-югу одна четверть дерева скрывается покровом Майи. В Двапара-югу под покровом скрывается половина дерева. В Кали-югу остаётся проявленной только четверть. Логично предположить, что в Кали-югу встретить подлинного Гуру в четыре раза сложнее, чем в Сатья-югу.

Рита

Рита в философии Востока означает космический закон. Проявленную часть Риты для каждой Манвантары определяет Ману в священных текстах, например, Ману-смрити. Рита регулирует не только поведение, но и причины и следствия, поэтому тесно связана с понятиями кармы и Дхармы. Всё сущее, что следует Рите, направляется в восходящем потоке духовной эволюции, реализуя в итоге конечную истину. Отказ от следования Рите направляет сознание к анрите, то есть духовной деградации и погружённость в невежество.

В более широком смысле, Рита означает соответствие (Атмана Брахману).

Духовное развитие означает высокую ответственность за совершаемые шаги. Одной из функций Риты является поддержание мирового порядка и соблюдение норм морали. По мере продвижения по пути получения плода с дерева Санатана Дхармы, сознание раскрывает спящие силы, которые может применять или игнорировать их присутствие. Применение сил должно гармонично вписываться в установленный порядок вещей на благо всех живых существ, что помогает в духовном росте. Негармоничное применение сил вызывает компенсационное противодействие Риты и направляет вектор развития сознания вниз — в сторону духовного невежества.

Граха

На сознание, нарушающее Риту, налагается ограничение. В философии Востока подобным ограничением выступает понятие граха, которое можно перевести, как узел или планета.

Граха имеет позитивное и негативное влияние, повторяемое в космических циклах. Что может являться ограничением? Тело, место проживания, условия проживания, а также возможности для достижения поставленных целей. Если сознание относится к другим в негативном ключе, то тем самым создаёт для себя ограничение в соответствие с направленностью влияния. И наоборот, если оно помогает другим, то ограничение носит позитивный характер. Обычно ограничение применяется не сразу, а только в период активности данной грахи в гороскопе индивидуума.

Например, крадущий сам пострадает от потери, а дающий получит вознаграждение. Потеря и вознаграждение выступают как ограничения. Потеря приводит к нужде и сожалению от утраты, а вознаграждение заставляет применять усилия по сохранению и защите.

Не присутствующий в действии находится за пределами ограничений.

Сознание, на которое наложены ограничения из-за прошлых действий, может компенсировать ограничения действиями противоположной направленности. Например, сознание в прошлом совершившее кражу, может частично компенсировать совершённое раздачей даров. Устранению негативных влияний может способствовать правильное применение талисманов (в общем случае ношение на теле) из планетарных камней и металлов.

Заключение

В каком бы направлении не двигался индивидуум, он, сам того не осознавая, связан с деревом Санатана Дхармы и находится под беспристрастным контролем Риты. Давайте учиться жить гармонично в соответствии с космическим законом, чтобы избежать ограничений и познать истину.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “Санатана Дхарма”

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика