Пуруша и Пракрити

Добрый день, уважаемые читатели. Мир и тело, в которых мы живём, являются двойственными. пуруша и пракритиДобро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, материя и дух — в таких категория мыслит двойственный ум. У человеческого тела два глаза, два уха, две ноздри, две руки и даже два языка (включая язычок). Почему мы не задумываемся о причине, а принимаем двойственность как должное? Поговорим об этом с точки зрения Санкхьи — восточной философии дуализма.

Пуруша-сукта

В гимне Ригведы Пуруша-сукта говорится о космическом человеке, которому принадлежат все части живых существ во вселенной. Он видит через все глаза и говорит всеми языками. Размер Пуруши (космического человека) превосходит землю. Пуруша (мужская часть) и Вирадж (женская часть) являются переходящими друг в друга частями одного целого. В Пуруша-сукта описывается жертвоприношение, объектом и жертвователем которого является сам Пуруша.

Гуны

Гуны это обуславливающие начала материальной природы. Гуна в переводе означает верёвка. Существует три гуны: тамас — сопротивление и невежество (ниямана), раджас — действие (правритти) и саттва — проявление (пракаша).

Для изготовления верёвки берутся три нити и скручиваются между собой. Затем три таких скрученных верёвки из трёх нитей в каждой скручиваются между собой. И так далее, пока не получится толстая верёвка. Подобным образом действуют гуны. Они сплетают сложную верёвку и связывают Пурушу в Пракрити.

Для развязывания верёвки применяется следующий метод. Сначала раджасом преодолевается тамас, а затем раджас растворяется в саттве.

Пуруша и Пракрити

Пуруша и Пракрити являются фундаментальными понятиями философии Санкхьи. Они описываются неразлучными безногим Пурушей, сидящим на шее у слепой Пракрити.

Отсутствие ног у Пуруши символизирует отсутствие у него природы деятельности. Он наблюдатель Пракрити. Слепота Пракрити символизирует её иллюзорную природу и невозможность действия без Пуруши.

Соприкосновение Пуруши и Пракрити иногда рассматривают, как союз между пользующимся и доставляющим наслаждение и страдание.

С позиции Санкьи, причина и следствие рассматриваются, как части одного целого, пребывающего в проявленном и не проявленном состоянии. Санкхья определяет две первопричинные реальности: Пракрити (материальная первопричина) и Пуруша (Высшее «Я», сознание, дух).

Когда Пуруша разъединён с Пракрити, соблюдается равновесие гун. При соприкосновении Пуруши с Пракрити равновесие гун нарушается. Пуруша наблюдает в Пракрити волнение: гуны образуют мир объектов разнообразием комбинаций и пропорций.

Первым, что наблюдает Пуруша, это махат (великое) — основа всего материального и буддхи — тонкая субстанция умственных процессов, интеллект, осознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает ахамкара (эго). В зависимости от «рисунка» гун из ахамкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять танматр (тонких элементов, потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов: акаша (эфир, пространство), воздух, огонь, вода, земля.

Пуруша, увлечённый объектной игрой Пракрити, находится в состоянии иллюзорной связанности, приносящей страдание. В момент, когда Пуруша разъединяется с Пракрити, происходит его «освобождение».

Неразличение и иллюзия

До момента эволюции Пракрити в махат, существует только неразличение, которое вызывает соприкосновение между Пурушей и Пракрити. Соприкосновение происходит до момента, когда Пуруша обнаружит своё отличие от постоянно свертывающегося и развертывающегося мира Пракрити. Соприкосновение между Пурушей и Пракрити нереально, поскольку во-первых, оно распадается при возникновении истинного познания, во-вторых, оно не производит новых качеств и свойств в Пуруше.

Освобождение

Освобождение есть избавление от страданий, а не уход от бытия. То есть, существование продолжается, но меняется его качество. С прекращением игры Пракрити её развитие свёртывается к изначальному состоянию.

Освобождение подразумевает прекращение Пурушей созерцания бездеятельной Пракрити и в тоже время созерцание не прекращается. Освобождённые Пуруши становятся провидцами без провидения, зеркалами без отражения. Свобода подразумевает вневременное блаженство чистого сознания в бескрайней пустоте от пребывания в отделённости от «загрязнений» Пракрити.

Вадим

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Количество символов не менее 30 и не более 900.
Привяжите свой аватар к Email на http://ru.gravatar.com/

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru